Найти в Дзене
Арт опыт

Смеялись в школе над Гоголевскими чиновниками и не заметили, как сами в них превратились

Перечитала я «Шинель» Гоголя. И я сначала так смеялась, потом плакала, а потом меня охватил ужас от того, что я увидела в Акакии Акакиевиче себя.
портрет Н. В. Гоголя. Э. А. Дмитриев-Мамонов, 1840-е гг.
портрет Н. В. Гоголя. Э. А. Дмитриев-Мамонов, 1840-е гг.

В школе мы повторяли вслед за учителем о том, что негоже концентрироваться на своих ограниченных целях, быть человеком маленьким, потакать своим порокам, не делать ничего достойного. Это все критикуется в русской литературе, от шинели до крыжовника, но вариантов положительного исхода не особо видно. Есть предложения религиозные и экстремальные у Достоевского и Толстого, но ни одно не предполагает существования в «обычной» жизни.

Перечитала я «Шинель» Гоголя. И я сначала так смеялась, потом плакала, а потом меня охватил ужас от того, что я увидела в Акакии Акакиевиче себя. Хотя «я-то» всегда стремилась жить шире и учиться, читать, не скатываться в «обывателя». Да и все современные люди любят саморазвитие. Несмотря на это, может кто-то будет не согласен, но мне кажется, что во всех нас есть доля Акакия Акакиевича, просто в повести он гротескный и кажется необычным. Но если убрать преувеличения рассказчика, он вполне вписывается в обычный офис.

Что сегодня и говорить про постановку целей:

«Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель».

Визуализации, аффирмации, конкретная и ограниченная по времени цель и дисциплина.

Странно, что в детстве казалось таким далеким и смешным, во взрослом возрасте вызывает жалость. Дело не в том, что плохо быть обычным, а в том, что у нас, видимо, нет выбора. Потому что жизнь человеческая мала, конечна, и вариантов, как жить «правильно», хоть с какой-нибудь точки зрения, очень мало. Можно найти правду внутри себя, придерживаться своих принципов, но взглянешь с высоты – и все равно ты такой же Акакий Акакиевич получаешься.