Найти тему

Антикварная медно-литая пластика , Кресты

Крест — символ христианской веры, он пришел к нам из Византии вместе с Христианством и первое время символику религии завозили оттуда же, пока на Руси не начали сами изготавливать религиозные атрибуты в достаточном количестве.

Тогда в эпоху дефицита меди кресты делали миниатюрными и тонкими, поэтому наиболее популярными были нательные.

-2

В XVIII -XIX века литые кресты Распятия начали производить старообрядцы, развивая кустарные промыслы. Делали их уже разных размеров, в зависимости от назначения: нательные, нагрудные, настенные, киотные. В условиях общинных медниц за один день можно было выплавить несколько крупных крестов или несколько сотен нательных. Поэтому редкость больших крестов Распятия обусловлена их размером.

-3

Кресты Распятия отливались по одинаковым матрицам, но каждый мастер старался сделать свое изделие уникальным, дорабатывая рельеф матрицы, изменяя лицевой узор и покрывая цветной горячей эмалью, что придавало изделию декоративность и праздничность.

-4

Украшение изделия эмалью создавало ему большую ценность, поскольку нанесение перегородчатой эмали – работа кропотливая. Сложность нанесения зависит от сложности узора, размера ячеек и количества цветов эмали. Шесть цветов эмалей украшают этот крест. Это почти максимальное число цветов в медном литье. Цвета яркие и нарядные.

-5

Редкость больших крестов Распятий состоит в уникальности рисунка, количестве эмалей, сложности литья крупных предметов и того факта, что секреты горячих эмалей и выплавки самих крестов были утрачены в XX веке во времена коммунистического безбожья. Сегодня такие большие кресты Распятия стремятся купить понимающие коллекционеры.

-6