Крест — символ христианской веры, он пришел к нам из Византии вместе с Христианством и первое время символику религии завозили оттуда же, пока на Руси не начали сами изготавливать религиозные атрибуты в достаточном количестве.
Тогда в эпоху дефицита меди кресты делали миниатюрными и тонкими, поэтому наиболее популярными были нательные.
В XVIII -XIX века литые кресты Распятия начали производить старообрядцы, развивая кустарные промыслы. Делали их уже разных размеров, в зависимости от назначения: нательные, нагрудные, настенные, киотные. В условиях общинных медниц за один день можно было выплавить несколько крупных крестов или несколько сотен нательных. Поэтому редкость больших крестов Распятия обусловлена их размером.
Кресты Распятия отливались по одинаковым матрицам, но каждый мастер старался сделать свое изделие уникальным, дорабатывая рельеф матрицы, изменяя лицевой узор и покрывая цветной горячей эмалью, что придавало изделию декоративность и праздничность.
Украшение изделия эмалью создавало ему большую ценность, поскольку нанесение перегородчатой эмали – работа кропотливая. Сложность нанесения зависит от сложности узора, размера ячеек и количества цветов эмали. Шесть цветов эмалей украшают этот крест. Это почти максимальное число цветов в медном литье. Цвета яркие и нарядные.
Редкость больших крестов Распятий состоит в уникальности рисунка, количестве эмалей, сложности литья крупных предметов и того факта, что секреты горячих эмалей и выплавки самих крестов были утрачены в XX веке во времена коммунистического безбожья. Сегодня такие большие кресты Распятия стремятся купить понимающие коллекционеры.