Найти тему
Как на самом-то деле?

ПВО в Карабахской войне 2020. Была или не была? Часть 1

Не было в Карабахе, да и в Армении системы ПВО. Было некоторое количество РЛС, ЗРК и даже истребителей. Но не было СИСТЕМЫ ПВО. Раздёрганные поодиночке, не включённые в сети управления отдельные элементы – это игра мальчиков в войнушку. С потерями по-взрослому. А на стороне же Азербайджана была.

Невозможно не повториться - в СИСТЕМЕ ПВО все элементы должны объединяться общим управлением, взаимодействовать между собой и взаимно прикрывать друг друга. Поговорка «Один в поле не воин» в данном случае очень точно описывает ситуацию.

Вообще, эта война странная, как ни посмотри. Многие действия сторон необъяснимы с точки зрения здравого смысла и элементарных знаний военной науки. Особенно это касается Армении. Похоже на игру в поддавки.

По данным справочника Military balance за 2020 год (данные на ноябрь 2019) стороны располагали:

Таблица автора. При перепечатке ссылка на публикацию обязательна.
Таблица автора. При перепечатке ссылка на публикацию обязательна.

Однако, уважаемый Справочник знает не всё. Или необъективно подаёт информацию. Он не указывает те самые Байрактары, Харопы. Армения, например, самостоятельно наладила производство беспилотников, и даже мечтала о выходе с ними на глобальный рынок. Но об этом ниже.

Вся авиационная техника досталась этим странам от СССР. Пара учебных самолётов из Пакистана и престижный вертолёт в варианте «бизнес» погоды не делали. Да, собственно, и остальная авиация Армении и Азербайджана участия в боевых действиях практически не принимала. Армяне попытались применить штурмовики Су-25, но после катастрофы, а это была именно катастрофа, классический CFIT – столкновение с землёй в управляемом полёте, а не уничтожение, отказались от этого. При этом сначала попробовали возложить ответственность на Турцию, заявив, что самолёт был уничтожен ракетой с турецкого F-16 с расстояния 60км. Никто не поверил. Впрочем, было и ещё одно обстоятельство, приземлившее штурмовую авиацию Армении, но о нём во второй части.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Предположительно именно этот самолёт Су-25УБТ потерпел катастрофу «выполняя учебно-тренировочный полёт», как всё же признало МО Армении. Ему было 30 лет, поставлен из Словакии в 2004 году. Что касается других типов боевых самолётов, то у Армении ещё есть 4 Су-30. И тут занятная история с двух сторон. Обе сообщили о «бесполезности» этих самолётов. Никол Пашинян нагло заявил: - За цену 12 бесполезных русских СУ-30, мы могли купить 500 Китайских БПЛА. Только армяне скромно умолчали, что не прикупили ракет к сушкам. Ни Р-27 средней дальности, ни Р-73 для ближнего маневренного боя. Конечно, без ракет он почти бесполезен. Нормально подготовились!

А неполживый и «компетентный» украинский фейкомёт avia.pro радостно вещает:

«Азербайджанские ПВО не дали взлететь истребителям Су-30СМ»

Где та ПВО и где аэродромы Армении? Если брать ближние с азербайджанской стороны площадки в 20км от границы с Арменией, куда можно было бы передислоцировать минимально подходящие для этой задачи два дивизиона С-300ПМУ2, сняв их с прикрытия Баку, то расстояние до аэродрома в Гюмри будет около 140км, до аэродромов под Ереваном 120км. Размещать на таком расстоянии от линии соприкосновения ЗРК большой дальности – просто подставлять их под удары армянских гаубиц или РСЗО, я думаю, армяне умеют хорошо вычислять подходящие позиции, про израильскую Медведку-19 что-то слышали и преподали бы в таком случае урок противнику. С другой стороны, в зависимости от конкретной дислокации, нижняя граница зоны поражения трёхсотки над этими аэродромами обеспечивалась бы на высоте более пяти-семи километров. Что позволяет спокойно поднимать авиацию любого типа. И совершать патрулирование, перехват и скрытые маневры с выходом в положение для атаки азербайджанских войск и их пресловутых «ПВО».

Но, тем не менее, армянской авиации в войне практически не было.

С Азербайджанской авиацией тоже не всё понятно. Имея на вооружении 15 истребителей-бомбардировщиков МиГ-29, азербайджанцы ни разу не подняли их в воздух.

-4

Совместная тренировка F-16 Турции и МиГ-29 Азербайджана.

Есть все основания полагать, что уровень боеготовности этих самолётов оказался ниже требуемого, срок службы их подходит к концу, и командование просто не рискнуло их использовать.

А вот ударные вертолёты Ми-24 и Ми-35 применялись. Часть поражённых армянских целей, записываемые на боевой счёт Байрактаров, на самом-то деле уничтожена именно вертолётами.

-5

Фото в свободном доступе.

Вертолёт Ми-35 азербайджанских ВВС наносит удар по целям в нагорном Карабахе.

Для продолжения осмотра пройдите, пожалуйста в следующий зал.

-6