Этнография подарила мне человека
Жизнь связала меня с Истфаком Уральского Федерального Университета. А он связал меня с кафедрой археологии и этнологии и навсегда влюбил в этнографию. Так я открыла глаза на все разнообразие нашего мира (а он, поверьте, просто необъятный) и открыла для себя «человека», такого интересного, в каких-то моментах непонятного, со своей историей, с закономерностями и отличиями, ошибками и великими победами.
Эта история, как и мой блог, о людях, их удивительных жизнях, традициях и историях.
Начнем с рассказа о нагайбаках и обряде Аш биру.
Кто такие нагайбаки и почему вы о них не слышали?
Как только не называли мои знакомые бедных нагайбаков, когда я впервые им о них рассказывала. «Нагибаки», «нагаяки», «нагибатели».... Фантазия била ключом.
А между тем нагайбаки – коренной малочисленный народ России, проживающий на территории Южного Урала, Челябинской области.
Да, их осталось не много, по переписи 2010 года всего 8 000 с небольшим человек. Но это делает нашу историю только интересней!
Нагайбаки имеют очень интересную историю происхождения (о которой я подробнее расскажу в другой раз), а пока, на затравочку, дам несколько сухих фактов.
Православные (с некоторым языческим остатком), предки были настоящими казаками, говорят на среднем диалекте татарского, но очень не любят, когда их называют татарами.
Почему же вы, скорее всего, о них ничего не слышали?
Советский Союз внёс свои коррективы в судьбу нагайбаков, запрещая записываться «нагайбаком» в паспорте. Будь русским, башкиром, татарином, ты и говоришь на татарском, чего тебе (видимо отсюда и пошло ревностное отношение к ним), только не собой, не нагайбаком.
Целое поколение учили говорить на русском, запрещая, например, говорить в школе на родном языке и пытались запретить соблюдать традиции....
Хорошо, что только пытались, иначе мне бы не удалось посетить уникальный обряд или, как его иногда называют, праздник – Аш биру. О нем поподробнее.
Аш биру – поминки, на которых веселятся
Итак, Аш биру - это поминальный обряд, который проводит близкий родственник усопшего, чтобы почтить его память, отдать должное, «встретиться» с ним и окончательно проводить в мир иной.
Проводят его нагайбаки спустя три года после смерти человека или позже, но только по нечетным от даты смерти годам.
Считают, что проводить его прямо на третий год – моветон, как будто хочешь быстрее распрощаться с покойным. Он и обидеться может, скот начнёт умирать, урожай, того гляди, не взойдёт. Долго с ним затягивать тоже нельзя, подумает, что забыли.
Обряд начинается с раннего утра. На рассвете кольщик, близкий друг или родственник усопшего, закалывает жертвенную корову. В это же время могут заколоть и другой скот, почитая память других покойных.
Левую часть туши говядины разделывают на месте и отправляют вариться в большом котле. Позже - это мясо станет главным блюдом поминального стола.
К обеду приходят гости. Каждая семья приходит с «таба» – чашей с едой, которую наполняют, чтобы собравшиеся помянули и покойников его рода.
«Таба» готовят и «хозяева» обряда. Только не один, а целых 3. Для родственника, которому посвящают обряд, всей умершей родни и «безродных», которых некому вспомнить. Нагайбаки позаботились и о них.
Когда все гости собираются продукты из «таба» перераспределяются так, чтобы каждый человек помянул всех, чьи чаши принесли к столу.
Это не единственная «фишка» вечера. Интересным сюжетом является «кража кости». Тазобедренная кость жертвенной коровы, после того, как ее очистят от варёного мяса, весь вечер охраняется кольщиком и его семьей. А все остальные гости пытаются ее выкрасть, чтобы получить выкуп. Такая игра всегда приветствуется и ценится, когда все пытаются ее провернуть.
Почему на Аш биру не принято плакать?
Аш биру – это не просто обряд, это последний праздник покойного родственника, для которого его проводят. Считается, что на праздник собираются все усопшие родственники, о которых вспоминают.
Именно поэтому к обряду долго готовятся, накрывают огромный стол, который просто ломится от яств, а на самом празднике много шутят, поют песни и разыгрывают сценки.
Нагайбаки уважают свою родню из «того мира» и стараются сделать этот день особенным, чтобы последний раз подарить покойному чувство счастья и радости и дать повеселиться со своей роднёй.
Так и я посидела за одним столом с «мертвыми» и разделила с нагайбаками эмоции от Аш биру.
Обряд Аш биру – очень личный праздник, семейный, полный мелочей и нюансов, которые важно соблюдать. Для меня было огромным событием и возможностью попасть на него, чтобы своими глазами увидеть как это, провожать усопшего человека весело, без слез и тяжести на сердце.
Было интересно?
Подписывайтесь на мой блог и проживайте со мной все впечатления, которые я получила из этноэкспедиций, археологических экспедиций и просто из общения с интересными людьми!
#народы мира