У древних египтян были очень специфические мировоззренческие представления о природе человека. Считалось, что для существования каждого человека необходимы пять различных элементов. Упоминание о них встречаются практически во всех египетских текстах.
Самый простой для понимания элемент - это физический, тело. Тело - это та оболочка, в которой существует каждый человек. Самой важной частью тела было сердце (иб).
Для египтян это был не только центр физической активности, но также и место мыслей и эмоций (египтяне, похоже, не понимали функции мозга). В текстах, где используется слово "иб", мы переводим это как «ум» в большей степени, чем буквальное «сердце». ердце как орган египтяне обозначили иероглифом "хати-иб"
Шут - тень (šwt). Это важное дополнение к телу, поскольку человек отбрасывает ее. По той же причине изображения богов иногда называют «тенями».
У каждого человека также было "ба" ( bЗ). Это, пожалуй, самая трудная для понимания египетская идея о человеке. По сути, ба - это все то, что делает человека индивидуальностью и продолжает жить после смерти тела.
Египтяне представляли его способным свободно перемещаться из мумифицированного тела в мир живых. По этой причине его часто изображают и пишут как птицу с головой человека. Понятие "ба" в основном связано с людьми и богами, но мы также встречаем, что например дверь, также может иметь "ба". Вещи могут иметь отчетливую «личность» или производить отчетливое впечатление.
Наряду с телом, тенью и ба у каждого живого человека также было "ка" (kЗ). Это понятие означает «жизненная сила». "Ка" - это то, что отличает живого человека от мертвого: смерть наступает, когда оно покидает тело. Египтяне верили, что жизненная сила "ка" происходит от создателя, передается человечеству через царя и уже от него - отдельным людям. Египтяне считали, что "ка" поддерживается пищей и питьем. Именно отсюда происходит старый египетский обряд приносить в жертву еду и воду умершим. Египтяне понимали, что такие жертвы никогда не употреблялись в пищу физически, поэтому такие подношения даровалась в виде посвятительной надписи "...да будет ему 1000 хлебов, 1000 пива, 1000 вещей всяких прекрасных...".
Пятым существенным элементом каждого человека было имя (rn). Имена для мировоззрения египтян представлялись неотъемлемыми частями своих владельцев, столь же необходимыми для существования, как и четыре других элемента. Вот почему египтяне, которые могли себе это позволить, тратили много усилий и ресурсов, чтобы их имена продолжали жить в могилах и на памятниках - и, наоборот, почему имена некоторых людей были вырезаны из их памятников врагами после смерти.
Упоминание имени человека может вызвать в памяти изображение этого человека, даже если его уже нет в живых. Написание имени на статуе или рядом с изображением может идентифицировать его с этим человеком и, таким образом, дать человеку альтернативную физическую форму, отличную от тела. Вот почему египетские гробницы содержали статуи и рельефы владельца гробницы. Отождествление имени с его владельцем было настолько сильным, что сами имена рассматривались как личности. Знать имя человека - это то же самое, что знать самого человека.