Найти тему
Невелички

Алексей Венецианов отстоял право крестьян быть запечатлёнными на полотнах.

Алексея Гавриловича Венецианова называют «певцом крестьян». И это справедливо.

Художник Аполлон Мокрицкий писал о Венецианове: «Никто лучше его не изображал деревенских мужиков во всей их патриархальной простоте..., потому что вполне чувствовал и понимал богатство русской натуры. Имея чрезвычайно зоркий и зрячий глаз, он умел передать даже ту матовость, запылённость и неблестящесть, которое сообщает мужику постоянное пребывание его или в поле, или в дороге или в курной избе».

Часто о Венецианове говорят, что он увидел крестьянский труд, достойным изображения, что отстоял право крестьян быть запечатлёнными на полотнах. Но дело не только в крестьянских типах, живопись обращалась к ним и до Венецианова, а в поэтичности изображённого. Например "Жнецы".

"Жнецы"
"Жнецы"

Мы видим молодую крестьянку и её сына, который заворожённо смотрит из-за её плеча на двух бабочек, сидящих на руке матери. Венецианов хочет показать естественную красоту и гармонию крестьянской жизни. Её покой, мирное настроение. Не забыл он сказать, что крестьяне-это люди труда, и серпы напоминают нам об этом. Но этот труд, по мысли Венецианова "облагорожен природной гармонией".

Сон пастушка - это не символ лени и безделия, а символ честного отдохновения от трудов. Вся картина наполнена умиротворением. Даже в цветовой гамме, в лёгких, близких по тону цветах, ощущается это единство человека и природы.

"Спящий пастушок".
"Спящий пастушок".

Венецианов любит писать светлыми красками. Для него русская природа –это природа, залитая солнцем.

Вспомним картины «На жатве. Лето», «На пашне. Весна». На той и на другой картине – главное действующее лицо – статная молодая крестьянская женщина в красном сарафане. Она символизирует животворные силы земли и когда ведёт за собой коней, которые вспахивают весеннее, отдохнувшее за зиму поле ...

"На пашне. Весна"
"На пашне. Весна"

... и, когда, прервавшись от трудов, кормит грудью своего младенца. Земля, как женщина, кормящая людей. И всюду этот солнечный свет, идущий изнутри картины.

"На жатве. Лето".
"На жатве. Лето".
"Венецианов настаивал на том, что нужно изображать то, что видишь. Вот он и изображает знакомое. Его задача художника единственно в том, чтобы в этом знакомом увидеть предмет искусства".

Если статья понравилась, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал.

-5