Phantomrin — российская художница, известная в среде фанатов Young Adult литературы своими яркими иллюстрациями с персонажами таких книг как: "Жестокий принц" Холли Блэк, серии "Гриши" и "Отбросы" Ли Бардуго, "Охота на Джека Потрошителя" Керри Манискалко и мн. др.
Читайте в интервью:
— На кого училась Phantomrin? Как начала заниматься иллюстрацией?
— Что стоит за псевдонимом Phantomrin?
— С чего начинались первые шаги в рисовании?
— Что дает опыт участия в Inktober?
— Как Phantomrin стала сотрудничать с западными издательствами?
— Почему в России непопулярно иллюстрирование YA-изданий?
— Как Phantomrin познакомилась с Керри Манискалко?
— О любимых книгах и музыке художницы, хобби и конкуренции.
— Рин, здравствуйте! С вашим творчеством я знакома с того момента, как прочитала роман Эми Хармон «Птица и меч» и нашла ваш Пинтерест с артами по книгам серии. Думаю, что читателям блога будет интересно больше узнать о художнице, оживляющей персонажей многих YA-книг. Можете рассказать немного о себе? На кого вы учились? Кем работаете?
— Здравствуйте, Майя! Училась я в СПбГУТиД (Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна) на факультете Дизайна костюма. Ну а после окончания занялась иллюстрацией.
— Что означает ваш псевдоним Phantomrin? Есть ли за его созданием какая-то история?
— Псевдоним не случаен, для него есть ряд оснований. Во-первых, «Рин» - сокращённая форма моего имени, ещё есть такое японское имя. Насчёт «фантома»: разве недостаточно мистично-готично звучит?
— Как вы начали рисовать? Вы сразу начали рисовать на графическом планшете или начинали с бумаги? Рисуете ли вы на бумаге и сейчас?
— Насколько глубоко стоит копать? Потому что могу начать с банального «рисую с самого детства». Были и кружок рисования, и художка, и универ. Большое спасибо родителям за то, что дали мне возможность учиться, и преподавателям, с которыми мне несказанно повезло. В общем, уже ясно, что первым «холстом» была бумага. Планшетом я начала пользоваться в универе, а после окончания оного рисую практически исключительно на нём. Исключение – Inktober. Ну и может что-то вдруг понадобится по мелочи.
— Вы каждый год участвуете в Inktobere (месяц признания в любви к искусству рисования тушью и чернилами всех видов и мастей. Месяц рисования традиционными материалами и отдыха от цифровых экранов). Что дает опыт рисования на заданную тему каждый день? Не бывает ли у вас выгорания от рисования сюжетов каждый день в течение месяца? Можно ли участвовать в этом мероприятии и тем людям, кто не причисляет себя к профессиональным художникам?
— В Inktober-е я участвую…4-й год. И строго придерживалась тем только в мой первый год, во второй частично, а последние два рисовала уже только «своё». Потому что в списках всегда много тем, которые либо не подходят мне по настроению, либо просто неинтересны. А что-то через силу выжимать из себя… К чему такие муки? Inktober – затея сама по себе психологически непростая. А что сегодня рисовать? Насколько моя идея интересна? А смогу ли? Успею ли? Не запорю ли? И так каждый день. И если делать что-то более-менее интересное, то приходится тратить уйму времени. (Наверное кто-то умеет ваять шедевры с первой космической скоростью, но это явно не мой случай.) А ещё может быть работа, свои собственные идеи, бытовые дела. «Весело», в общем. И в этом году я впервые выполнила все иллюстрации – 31 штуку. И была исключительно рада тому, что октябрь закончился.
Что даёт Inktober: по большей части это самодисциплина, вызов самому себе, способ «набить руку» или припомнить, как рисовать традиционно, и в конце определённое чувство удовлетворения, сознание того, что «я смог». Как-то так.
Inktober – предприятие абсолютно открытое, нет никаких ограничений, участвовать может любой желающий.
— Давно существует устоявшееся утверждение, что человеку с творческой профессией сложно найти работу, тяжело заработать на жизнь. Так ли это в вашем случае?
— Тут всё зависит от случая (как, впрочем, и везде). Кто-то сразу выстреливает, а кто-то долго и упорно ползёт вверх. И далеко не всегда умения играют решающую роль. Также важно то, в каком стиле ты работаешь, на чём специализируешься, где и с чем именно хочешь работать, с какими материалами. Среди традиционных художников не так уж мало весьма состоятельных и успешных людей. Есть востребованные и популярные каллиграфы. В игровой индустрии любят реализм, 3D, которые могут недурно оплачиваться. В теории, на всякий товар есть свой купец, главное – найти своё место. Ну и в любом правиле всегда есть исключения.
Лично я звёзд с неба не хватаю (хочется думать, что это временно), и не один год шла к тому, что есть сейчас.
— Я видела, что ваша работа была использована во французском издании Barbara Kloss "The Gods of Men". Можете рассказать, как вам удалось поучаствовать в иллюстрировании заграничной книги? Также я знаю, что ваша иллюстрация появилась в лимитированном издании «Империи бурь» Сары Дж. Маас для Target, как и карточки с персонажами книги Керри Манискалко «Побег от Гудини». Был ли это одномоментный успех или вы какое-то время шли к этой цели? Стремились ли вы вообще попасть в иностранные издания?
— Сначала случилась “Empire of Storms”, и для меня это стало прорывом. Не то, чтобы потом предложения посыпались валом, нет, но я поняла, что сотрудничество с крупным зарубежным изданием реально, и что я могу такое делать. А получилось это так, что однажды мне на мыло пришло письмо от арт-директора Bloomsbery (они выпускают книги С.Дж. Маас) с предложением сотрудничества. До того я уже какое-то время рисовала фанарты по сериям “A Court of Thorns and Roses” и “Throne of Glass”, естесственно выкладывала всё это в инстаграм, твиттер и пр., вот люди в издательстве приметили и написали. Для одного издания они купили две уже готовые иллюстрации, ну а третью, над которой я тогда работала, пользуясь случаем, предложила им сама. В итоге она попала во второе издание.
Какое-то время спустя мне написала Керри Манискалко. Тогда готовился к выпуску её дебютный роман “Stalking Jack the Ripper”, и она захотела сделать открытку для своей группы поддержки. В итоге я рисовала иллюстрации ко всем книгам этой серии, хоть широкая публика и видела не все. Конечно самым масштабным проектом тут стали карты для «Гудини», потом был плакат для «Дьявола» - всё это были лимитированные издания.
“The Gods of Men” случился чуть меньше года назад. Это была первая книга только-только образованного французского издательства. До того его основательница занималась book box-ами, для одного из которых я рисовала заказ. Она решила обратиться ко мне и с этим проектом. Я рада, что эта книга попала на мой радар, потому что мне она очень понравилась – теперь жду вторую часть, которая должна совсем скоро выйти.
С издательствами и авторами вообще интересно и приятно работать. Вот только при всём обилии плюсов есть один ну очень жирный минус – односторонняя связь. Это они тебя находят и пишут тебе. Сам ты либо не найдёшь контактов для связи, либо тебя проигнорируют, либо письма уйдут в спам или затеряются.
Такие сотрудничества для себя одномоментным успехом я назвать не могу: я много работала до этого, брала заказы и рисовала своё и после, и параллельно, и продолжаю всё это делать. Приведённые примеры – всего лишь часть, мне довелось работать и с другими авторами, с book box-ами. Вот удачей и, возможно, маленькими прорывами такие моменты могу назвать однозначно.
Сейчас сказать трудно, к чему конкретно я стремилась несколько лет назад – тогда в принципе была сплошная неопределённость – скорее, я просто даже не представляла, что можно откуда-то извне попасть в эту индустрию. В конце концов, там и «местных» художников хватает. Оказалось, можно.
А немного раньше мне товарищ прямо сказал: иди на зарубежный рынок, там больше возможностей. Тогда я довольно скептически к этому отнеслась, а вон как оно обернулось.
— Почему-то у нас не особо популярно иллюстрирование книг и мерч по историям авторов, хотя, как мне кажется, это добавляет книгам жизни. Не хотели бы вы поучаствовать в иллюстрировании какого-нибудь российского издания?
— Могу объяснить одним словом: деньги. Звучит цинично, но это и есть корень зла. Сегодня (26.11.2020) вот прочитала, что Penguin Random House покупает Simon & Schuster за более чем 2 миллиарда долларов! Это издательство. Вы можете представить такие суммы у наших издательств? Я, к глубокому сожалению, нет. Многие зарубежные издательские дома привлекают к сотрудничеству реально крутых художников, которые делают потрясающие обложки, форзацы, внутренние иллюстрации, плакаты и пр. Конечно это украшает книгу, делает её интереснее и привлекательнее для покупателя. Многие «там» покупают книги исключительно из-за всех этих плюшек. Ну и сами понимаете, что всё это стоит денег. И серьёзные издательства хорошим художникам готовы платить очень неплохие деньги. Потому что они знают, что это окупится. Потому что книги там активнее покупаются. Потому что индустрия хорошо развита.
Я в общем-то не против сотрудничества с отечественными издательствами, и предложения были, но вот с условиями не сложилось.
— Сложно ли рисовать работы на заказ? Нет ли страха сделать что-то не так?
— Поначалу было очень страшно. Ну а что делать? Работать-то надо. Вот так, поджилки тряслись, а я детали выясняла, об условиях договаривалась. Со временем стало легче. Полностью страх не исчез и к сегодняшнему дню, но уже есть опыт, да и skill-ов прибавилось, что тоже добавляет уверенности. Порой люди вообще в первый раз иллюстрацию заказывают, вот ты им объясняешь, что да как, говоришь с ними, настраиваешься на волну, уже их опасения развеиваешь. И всё равно иной раз читаешь описание, знаешь, что возьмёшься за дело, а про себя думаешь: ну как же я это сделаю-то? И ничего, шаг за шагом делаешь, сверяясь с клиентом и обмениваясь мыслями.
— Сколько в среднем времени уходит на одну иллюстрацию?
— Ну тут всё очень индивидуально. Зависит от того, своё это или на заказ, вида работы, требований, сроков, если есть, загруженности, настроения. Своё совсем простенькое можно и за пару-тройку часов сделать. Где-то надо подумать, несколько дней потратить. Что-то откладываешь и возвращаешься через месяц, или ещё когда. Детализированные заказы беру не меньше, чем за месяц от даты-Х: кроме непосредственно работы уходит время на переписку (с разницей в часовых поясах), разбор полётов и правки, подготовительный процесс со сбором и изучением материала.
— В вашем инстаграм также много работ по книгам Холли Блэк. Я большая фанатка ее историй, хоть пока и читала не все книги. Вы тоже любите книги автора и поэтому нарисовали всех героев «Жестокого принца»?
— О да, Холли я возлюбила после того, как прочитала “The Coldest Girl in Coldtown”. Эта книга стала для меня первой её авторства. Меня просто поразило, как она натуралистично и честно описывает неприглядные моменты: грязь на улицах, старые дома, ржавые трубы и т.п. И у неё нет идеальных чистеньких героев: у каждого есть тёмная сторона, порок или гнильца, есть разные проблемы. Всё как в жизни. Минус фэнтэзийные моменты.
Серия “The Folk of the Air” мне тоже нравится (мне пока все её YA книги нравятся), и персонажи там яркие. Вот Остапа и понесло. (И всё же далеко не всех я нарисовала.)
— Читая благодарности в книге «Охота на князя Дракулу», я заметила, что Керри Манискалко отдельно поблагодарила и вас за чудесные арты к ее серии. Что вы чувствовали, когда узнали об этом? Общались ли вы с автором?
— А, да, было там такое. Кто читал книгу, вспомнит дневник принца Данести и его отдельные рисунки – они списаны с серии моих иллюстраций. Конечно мне было дико приятно! И да, мы с Керри довольно часто общались в процессе работ над книгами и иллюстрациями всей серии «Потрошителя».
— Часто ли западные авторы замечают ваши арты? Можете вспомнить, как они реагировали на рисунки своих героев?
— Практически всегда замечают, за редким исключением. Пока комментируют, что арты нравятся. Кто-то более экспрессивен, кто-то чуть менее. Их можно понять: в принципе приятно, когда на твоё детище обращают внимание, да ещё и время тратят на то, чтобы что-то сделать на тему.
— Чем вы увлекаетесь помимо рисования?
— Так или иначе мои интересы связаны с иллюстрацией и искусством. Очень люблю доспехи и историческое оружие, процесс их создания, исторический костюм, слежу за модой в целом, текущими тенденциями. Смотрю разных художников, как мастеров, так и современных. Нравятся fashion- и BJD-куклы. Могу вдруг проверить, что со сноубордингом происходит, что делают проф. танцоры. Слежу за поп-культурой: кино, сериалами, видеоиграми.
— Как вы думаете, есть ли в сфере художников конкуренция?
— Конечно есть, куда без неё. Тут дело не в какой-нибудь вражде, подсиживании и расталкивании локтями, а в устройстве самого рынка. Например могут предложить работу нескольким художникам сразу, дать им тестовое задание и уже решать, глядя на результаты. Все они могут быть хороши, но чья-то стилистика будет заказчику ближе, и он того наймёт.
— Так как вы очень много рисуете по YA-книгам, то хочется спросить вас, какие из прочитанных книг ваши самые любимые? Кого бы еще из героев книг вы бы хотели нарисовать? Вдохновение приходит только от прочитанных вами книг или есть еще какие-то вдохновляющие вещи?
— Не могу выделить самые любимые: книг много, и все они хороши по-своему. А так часто возвращаюсь к “The Grisha Trilogy” Leigh Bardugo, теперь ещё и её “Ninth House”, фэйри и “девушке” Holly Black, вот недавно добавилась серия “Something Dark and Holy” Emily A. Duncan, над той же “The Gods of Men” хочется плотнее поработать. Да много чего ещё.
Вдохновение может прийти с любой стороны. Часто музыка наталкивает на мысли.
— Ваши любимые музыкальные исполнители?
— Опять же любимых в глобальном смысле назвать не смогу: меняются вкусы, настроение, да и чаще мне нравятся отдельные композиции, и в целом мой музыкальный вкус весьма эклектичен. Пожалуй, единственный коллектив, к творчеству которого я неизменно возвращаюсь, как бы ни менялись мои предпочтения, это Sunrise Avenue. Вот как увидела я их клип на дебютную “Fairytale Gone Bad” -цать лет назад, так и не переставали они мне нравиться. Какие-то «уютные» у них песни, прямо «дом, милый дом» - у меня такие ассоциации. Очень жаль, что они разбежались.
Если рассматривать последнее время, то очень нравятся свежие композиции Normandie и Smith & Thell, у Slaves хороший последний альбом, у NF в целом интересные альбомы (единственный рэп-исполнитель, которого я слушаю).
Нравятся Lifehouse, James Blunt, что-то у The Pierces, YONAKA, Darkhaus, Kensington, Faouzia.
Когда хочется просто фона и инструменталки, ставлю Florian Christl, 2CELLOS, Thomas Bergersen.
Если тянет на что-то околофольклорное, и нет желания вслушиваться в слова, включаю SKALD, GARMARNA или Kati Ran (ни слова не понимаю, но музыка и голоса приятные).
Могу вдруг послушать хиты a-ha и Roxette.
Это из того, что я припомню.
— Есть ли у вас люди, чьей жизнью или творчеством вы восхищаетесь?
— Я как-то не особо интересуюсь личной жизнью людей, и биографии никогда не любила.
Слежу за многими современными художниками (Cassandra Jean, Miwa Shirow, Toni Infante, tropical_toxic, pixmilk и т.д.).
Возможно неожиданно, даже для меня самой, но не могу не восхищаться Дитой фон Тиз. Тем, как она, придя в не слишком популярную сферу, возродила к ней интерес, сделала из себя бренд, стала иконой стиля и запустила собственный бизнес. Потрясающая женщина.
Большое спасибо Phantomrin за интересный разговор!
Фото и информация о иилюстрациях иностранных изданий из группы Чердак с историями
Контакты:
e-mail: PhantomRin@yandex.ru
Страницы/блоги:
https://twitter.com/PhantomRin9
https://www.instagram.com/phantomrin/
https://www.facebook.com/groups/935416309888082/
https://www.artstation.com/irinaplachkova
Patreon:
https://www.patreon.com/PhantomRin9
Shop:
http://www.redbubble.com/people/phantomrin/shop
#художники #книги #иллюстрация #inktober #youngadult