Найти тему
АвтоДвиж

Какой уазик круче? Сравнение УАЗов 1975, 1991 и 2004 года

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
по дисциплине «тест-драйв»

Цель работы – определение предпочтительной среды обитания трех УАЗов разных поколений с проведением сравнительного анализа их потребительских качеств.

Задача работы – совершить марш-бросок на заброшенные Демидовские шахты по условному маршруту «город – трасса – лесная тропинка – экстремальное бездорожье».

Приборы и инструменты:

1) автомобиль УАЗ-469Б, год выпуска 1975, комплектация стандартная (карбюраторный 2,5-литровый двигатель УМЗ-451М, мощность «брутто» 75 л.с., 4-ступенчатая КП с синхронизатором на III и IV передачах, «колхозные» мосты);

2) автомобиль УАЗ-31512, год выпуска 1991, подготовлен для бездорожья (карбюраторный 2,5-литровый двигатель УМЗ-4178.10, мощность «брутто» 92 л.с., 4-ступенчатая КП с синхронизатором на III и IV передачах, «военные» мосты, 33-дюймовые колеса Cooper Discoverer, газовые амортизаторы «Плаза»);

3) автомобиль UAZ Hunter, он же УАЗ-315195, год выпуска 2004, проведены чип-тюнинг двигателя и доработка интерьера (инжекторный двигатель ЗМЗ-409, объем 2,7 л, мощность «нетто» до перепрошивки 128 л.с., арзамасская 5-ступенчатая КП, «спайсеровские» мосты).

Ход работы

С погодой нам повезло: выдался погожий денек с околонулевой температурой – самое то для пикничка на природе! Стартовать из города мне выпало на самом экзотическом аппарате из нашей троицы – «трофийном» УАЗ-31512 (для краткости далее будем называть его «Камуфляжник», а «колхозный» УАЗ-469Б – «Козликом»). Штатные «табуретки» хозяин заменил креслами от старого VW, так что за рулем удалось устроиться без проблем. А вот руль сначала показался неоправданно большим… Просто не прочуял сразу из-за люфта, что это такое – повернуть без гидроусилителя столь здоровенные «лапти». Стоя на месте, это удалось лишь после того, как я приподнялся с сидения и буквально намотался на руль. М-да… Забегая вперед: когда перед штурмом бездорожья давление в шинах стравили до 0,8 атмосфер, ситуация еще более усугубилась.

-4

Где-то очень далеко под «баранкой» нащупываю и включаю «поворотник», и мы медленно отчаливаем. Хороший автомобиль – УАЗ: штраф за превышение скорости на нем «заработать» практически невозможно – он «не едет»! Дело в том, что хозяин только что установил новые «военные» мосты с колесными редукторами, добрый десяток лет пролежавшие в Стратегическом запасе Родины. И как настоящий советский продукт, они требуют обкатки (вы еще не забыли о существовании такого понятия?). Максимум, что удалось выжать из машины – это 70 км/ч при газе в пол. О расходе топлива в таком режиме вспоминать просто не хочется. Остроты ощущений добавляет коробка без синхронизатора на I и II передачах, поэтому приходится переключаться с давно забытой перегазовочкой.

-5

По трассе ехали колонной, в которой мы были замыкающими, но удержаться «на хвосте» у остальных «уазиков» никак не получалось. Фраза «держит прямую» к «Камуфляжнику» неприменима в принципе: боковой увод – за гранью разумного, по крайней мере, по меркам легкового автомобиля. Когда нужно ехать прямо, машина «плавает» по всей полосе, когда нужно повернуть – делает это с большим запаздыванием, небольших подруливаний в интервале градусов двадцати не замечает вовсе, а при интенсивном торможении на скользкой дороге машину сильно уводит в сторону. Так что о динамичной езде на таком автомобиле придется забыть раз и навсегда: погасить рулежкой на скорости внезапно возникший занос вряд ли удастся…

Зато от недостатка внимания на улице со стороны окружающих этот УАЗ не страдал: вслед ему не оборачивался только ленивый да слепой. Камуфляжный окрас по ГОСТу, тонированные стекла, большие красивые колеса, полный комплект светомаскировки на оптике плюс настоящие танковые фары на кенгурятнике – очень стильный «прикид»! Только знали бы окружающие, каково приходится водителю этого грязехода…

Пока еще не сел...
Пока еще не сел...

Собственно, о грязи: вот мы до нее и добрались. Несколько километров по целине через лес, и мы у цели – у подножия трех заброшенных шахт. При этом через сам лес можно продвигаться, особо не разбирая дороги: главное – придерживаться нужного направления и не отпускать «газ». Через давно поваленные стволы можно просто перепрыгнуть ходом, а небольшие деревья – подмять под себя мощным бампером: ему от этого ни горячо, ни холодно. Покуда несколько представителей нашей команды занялись разведением костра, жаркой сосисок и приготовлением «стола», все остальные ринулись бороздить на УАЗах заснеженные склоны терриконов. Замкнуть двухсотметровое кольцо вокруг шахт удалось за полчаса. «Камуфляжник» напрочь отказался лезть в гору по целине, да и вообще тронуться даже на маленький подъем в снегу оказалось большой проблемой – буксует, быстро докапывается до смерзшейся породы и выгрызает ее словно песок, не сдвигаясь с места. «Зубастые» грязевые шины оказались не в своей стихии…

А вот тут уже сел
А вот тут уже сел

Один раз даже пришлось разматывать тросы и использовать реечный домкрат вместо лебедки. В той же ситуации у «Козла» на штатной диагональной резине проблем почти не возникало, так что роль прокладчика колеи на склонах отвели ему. Двигаясь по алгоритму «два метра назад для разгона – четыре вперед», он уверенно прошел по всему гребню. Зато как только спустился в низину, где глубина снежного покрова оказалась больше, а под снегом обнаружилось липкое месиво из глины и породы (той самой, из которой состоят терриконы), практически сразу застрял. Два раза откатившись назад в своей колее по мягкой и вязкой поверхности, на третий «Козел» просто утонул – дорожного просвета уже не хватило!

Зато теперь в своей тарелке оказался «Камуфляжник». Благодаря широким шинам, он уверенно бороздил заболоченный участок в любом направлении, легко трогался после остановки в колее, в которой только что сидел «Козел». Вот когда ощущаются те самые дополнительные 80 мм клиренса от редукторных мостов! Лишь совершая третий круг по низине, он впервые начал цеплять мостами грунт в собственной же колее; завершить четвертый уже не смог: встал на мосты, едва съехав с горки. Причем если «зубастые» покрышки провернулись на месте, ни откатиться назад, ни раскачать машину уже не удастся даже при помощи нескольких человек: колеса закапываются мгновенно. А выдернуть его даже другим таким же «мегауазиком» в липкой грязи ох как непросто!

"Бульк!" Всё, можно идти привязывать трос
"Бульк!" Всё, можно идти привязывать трос

Теперь прыгаю в «Козлика» и отправляюсь обратно через лес на «оперативный простор». Первое ощущение – что пересел в легковушку: после «Камуфляжника» даже появилось некое чувство воздушности. Просто усилие на руле реально снизилось раза в три! Плюс к тому у «Козла» значительно меньше неподрессоренные массы, так что и трясет экипаж на порядок меньше, хотя вместо иномарочных кресел в салоне стоят самые простые штатные «табуретки». В итоге средняя скорость движения по извилистой проселочной дорожке возросла по сравнению с «Камуфляжником» чуть ли не вдвое!

На "Козле" с его легким рулём хоть стало возможным как-то маневрировать по лесу!
На "Козле" с его легким рулём хоть стало возможным как-то маневрировать по лесу!

После этого я с легкостью простил «Козлу» и «цельнометаллический» интерьер с отсутствием эргономики как таковой, жесткий руль и доисторические напольные педали. Единственное, с чем пришлось постоянно бороться в этой машине, так это с предательски открывающейся на поворотах водительской дверью: не выпасть бы! А вот на крутой придорожный земляной холм, покорившийся только что «Камуфляжнику» с первого раза, «Козел» заехать не смог вообще: на этом скользком, но не крошащемся покрытии его жестким шинам не хватило сцепных свойств. Второй раз «Козел» встал, когда его переднее колесо провалилось в снежную яму: поймал диагональ. А «Камуфляжник» здесь прошел без проблем – спасибо большим колесам!

-11

Наконец, подошла очередь «Хантера». Ездить на нем по шахтам мы не стали совсем, поскольку еще на подъезде к лесу стало очевидно: на штатных всесезонных шинах К-153 в снегу «ловить» нечего… Справедливости ради надо сказать, что насколько легко «Хантер» застревал, настолько же легко его удавалось вытолкнуть силами двух-трех человек. Движение через лес по уже проторенной дорожке вызвало такое же напряжение, как и с «камуфляжником», но по другой причине: нужно было во что бы то ни стало уберечь драгоценные лакированные борта «Хантера» от веток! При проезде «тарированных буераков» обнаружилось значительное снижение углов въезда и съезда даже в сравнении с «Козлом»: мешают модные пластиковые бампера, которые, похоже, нетрудно случайно оторвать. Дальше – больше: с переднего бампера «Хантера» исчезли буксирные крюки, вместо них предусмотрены интегрированные в бампер проушины. Вот только шакл за них можно зацепить, только расперев им окно в пластиковом бампере...

"Хантер" на штатных шинах застревал там, где владельцы других УАЗов даже не замечали намека на препятствие: да, на этом фото "Хантер" уже капитально сидит...
"Хантер" на штатных шинах застревал там, где владельцы других УАЗов даже не замечали намека на препятствие: да, на этом фото "Хантер" уже капитально сидит...

Наверное, после этих слов у Вас могло сложиться впечатление в несостоятельности «Хантера» как настоящего вседорожника. Отнюдь нет! Напомню, что до пикника на шахтах он добрался своим ходом без посторонней помощи, что и требовалось, учитывая его комплектацию. Преодолеть этот же путь смог бы далеко не всякий «паркетник». Зато только на «Хантере» появилось ощущение, что это уже не я борюсь с бездорожьем, а машина. И с самим «Хантером» бороться на фоне других УАЗов не надо: подвеска работает на порядок мягче, от шума уже не закладывает уши, а гидроусилитель руля заставляет вовсе забыть о проблемах с маневрированием. Комфорт – вот в чем основная разница между «Козлами» и «Хантерами»! Его подобие тут уже появилось!

А арзамасская 5-ступенчатая коробка с «неправильной» схемой расположения передач не понравилась. Только садясь за руль, я сказал себе: «Не забыть: вторая – на месте четвертой». Тронулся, выкрутил первую и… чуть не включил заднюю. Привычка – страшная сила. В общем, автоматизма в действиях при манипуляциях с рычагом коробки у меня не получилось. Зато за счет уменьшения передаточных чисел главных пар силовой диапазон трансмиссии возрос, что вкупе с более «крутильным» мотором позволяет дольше пользоваться выбранной передачей, чем на старых УАЗах. Но по крутящему моменту на низах 16-клапанник проигрывает архаичному карбюраторному агрегату, несмотря на больший объем, так что задействовать пониженный ряд в раздатке приходится чаще и раньше, чем на «Козле». Зато стоит только нажать на акселератор… Другим нашим УАЗам такой разгон может только сниться. А главное, «Хантер» умеет с такой скорости тормозить, причем весьма эффективно, что совсем не характерно для всех его предшественников.

-14

Выводы по работе

После целого дня, проведенного со столь разными УАЗами, могу констатировать следующее. Насколько хорошо каждый автомобиль из нашей троицы отвечает одним условиям эксплуатации, настолько же плохо – противоположным. И наиболее универсальным оказался «Хантер»: в городе и на трассе уверенно себя чувствует только он, оставаясь при этом довольно честным «проходимцем» - ему только шины штатные поменять надо. Старый «Козел» просто идеален для эксплуатации в сельской местности. Главное преимущество – его не жалко поцарапать и даже помять, что позволяет свободно двигаться не по дорогам, а по направлениям. А чтобы что-то в нем сломать, надо сильно постараться! А «Камуфляжник» - штука узкоспециализированная. Собравшись с силами, на нем можно несколько раз в год на пару дней отправиться покорять самое дремучее бездорожье. Но использовать его как транспортное средство на каждый день просто невозможно. А вы какой бы из трех УАЗов выбрали?

-15