ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
по дисциплине «тест-драйв»
Цель работы – определение предпочтительной среды обитания трех УАЗов разных поколений с проведением сравнительного анализа их потребительских качеств.
Задача работы – совершить марш-бросок на заброшенные Демидовские шахты по условному маршруту «город – трасса – лесная тропинка – экстремальное бездорожье».
Приборы и инструменты:
1) автомобиль УАЗ-469Б, год выпуска 1975, комплектация стандартная (карбюраторный 2,5-литровый двигатель УМЗ-451М, мощность «брутто» 75 л.с., 4-ступенчатая КП с синхронизатором на III и IV передачах, «колхозные» мосты);
2) автомобиль УАЗ-31512, год выпуска 1991, подготовлен для бездорожья (карбюраторный 2,5-литровый двигатель УМЗ-4178.10, мощность «брутто» 92 л.с., 4-ступенчатая КП с синхронизатором на III и IV передачах, «военные» мосты, 33-дюймовые колеса Cooper Discoverer, газовые амортизаторы «Плаза»);
3) автомобиль UAZ Hunter, он же УАЗ-315195, год выпуска 2004, проведены чип-тюнинг двигателя и доработка интерьера (инжекторный двигатель ЗМЗ-409, объем 2,7 л, мощность «нетто» до перепрошивки 128 л.с., арзамасская 5-ступенчатая КП, «спайсеровские» мосты).
Ход работы
С погодой нам повезло: выдался погожий денек с околонулевой температурой – самое то для пикничка на природе! Стартовать из города мне выпало на самом экзотическом аппарате из нашей троицы – «трофийном» УАЗ-31512 (для краткости далее будем называть его «Камуфляжник», а «колхозный» УАЗ-469Б – «Козликом»). Штатные «табуретки» хозяин заменил креслами от старого VW, так что за рулем удалось устроиться без проблем. А вот руль сначала показался неоправданно большим… Просто не прочуял сразу из-за люфта, что это такое – повернуть без гидроусилителя столь здоровенные «лапти». Стоя на месте, это удалось лишь после того, как я приподнялся с сидения и буквально намотался на руль. М-да… Забегая вперед: когда перед штурмом бездорожья давление в шинах стравили до 0,8 атмосфер, ситуация еще более усугубилась.
Где-то очень далеко под «баранкой» нащупываю и включаю «поворотник», и мы медленно отчаливаем. Хороший автомобиль – УАЗ: штраф за превышение скорости на нем «заработать» практически невозможно – он «не едет»! Дело в том, что хозяин только что установил новые «военные» мосты с колесными редукторами, добрый десяток лет пролежавшие в Стратегическом запасе Родины. И как настоящий советский продукт, они требуют обкатки (вы еще не забыли о существовании такого понятия?). Максимум, что удалось выжать из машины – это 70 км/ч при газе в пол. О расходе топлива в таком режиме вспоминать просто не хочется. Остроты ощущений добавляет коробка без синхронизатора на I и II передачах, поэтому приходится переключаться с давно забытой перегазовочкой.
По трассе ехали колонной, в которой мы были замыкающими, но удержаться «на хвосте» у остальных «уазиков» никак не получалось. Фраза «держит прямую» к «Камуфляжнику» неприменима в принципе: боковой увод – за гранью разумного, по крайней мере, по меркам легкового автомобиля. Когда нужно ехать прямо, машина «плавает» по всей полосе, когда нужно повернуть – делает это с большим запаздыванием, небольших подруливаний в интервале градусов двадцати не замечает вовсе, а при интенсивном торможении на скользкой дороге машину сильно уводит в сторону. Так что о динамичной езде на таком автомобиле придется забыть раз и навсегда: погасить рулежкой на скорости внезапно возникший занос вряд ли удастся…
Зато от недостатка внимания на улице со стороны окружающих этот УАЗ не страдал: вслед ему не оборачивался только ленивый да слепой. Камуфляжный окрас по ГОСТу, тонированные стекла, большие красивые колеса, полный комплект светомаскировки на оптике плюс настоящие танковые фары на кенгурятнике – очень стильный «прикид»! Только знали бы окружающие, каково приходится водителю этого грязехода…
Собственно, о грязи: вот мы до нее и добрались. Несколько километров по целине через лес, и мы у цели – у подножия трех заброшенных шахт. При этом через сам лес можно продвигаться, особо не разбирая дороги: главное – придерживаться нужного направления и не отпускать «газ». Через давно поваленные стволы можно просто перепрыгнуть ходом, а небольшие деревья – подмять под себя мощным бампером: ему от этого ни горячо, ни холодно. Покуда несколько представителей нашей команды занялись разведением костра, жаркой сосисок и приготовлением «стола», все остальные ринулись бороздить на УАЗах заснеженные склоны терриконов. Замкнуть двухсотметровое кольцо вокруг шахт удалось за полчаса. «Камуфляжник» напрочь отказался лезть в гору по целине, да и вообще тронуться даже на маленький подъем в снегу оказалось большой проблемой – буксует, быстро докапывается до смерзшейся породы и выгрызает ее словно песок, не сдвигаясь с места. «Зубастые» грязевые шины оказались не в своей стихии…
Один раз даже пришлось разматывать тросы и использовать реечный домкрат вместо лебедки. В той же ситуации у «Козла» на штатной диагональной резине проблем почти не возникало, так что роль прокладчика колеи на склонах отвели ему. Двигаясь по алгоритму «два метра назад для разгона – четыре вперед», он уверенно прошел по всему гребню. Зато как только спустился в низину, где глубина снежного покрова оказалась больше, а под снегом обнаружилось липкое месиво из глины и породы (той самой, из которой состоят терриконы), практически сразу застрял. Два раза откатившись назад в своей колее по мягкой и вязкой поверхности, на третий «Козел» просто утонул – дорожного просвета уже не хватило!
Зато теперь в своей тарелке оказался «Камуфляжник». Благодаря широким шинам, он уверенно бороздил заболоченный участок в любом направлении, легко трогался после остановки в колее, в которой только что сидел «Козел». Вот когда ощущаются те самые дополнительные 80 мм клиренса от редукторных мостов! Лишь совершая третий круг по низине, он впервые начал цеплять мостами грунт в собственной же колее; завершить четвертый уже не смог: встал на мосты, едва съехав с горки. Причем если «зубастые» покрышки провернулись на месте, ни откатиться назад, ни раскачать машину уже не удастся даже при помощи нескольких человек: колеса закапываются мгновенно. А выдернуть его даже другим таким же «мегауазиком» в липкой грязи ох как непросто!
Теперь прыгаю в «Козлика» и отправляюсь обратно через лес на «оперативный простор». Первое ощущение – что пересел в легковушку: после «Камуфляжника» даже появилось некое чувство воздушности. Просто усилие на руле реально снизилось раза в три! Плюс к тому у «Козла» значительно меньше неподрессоренные массы, так что и трясет экипаж на порядок меньше, хотя вместо иномарочных кресел в салоне стоят самые простые штатные «табуретки». В итоге средняя скорость движения по извилистой проселочной дорожке возросла по сравнению с «Камуфляжником» чуть ли не вдвое!
После этого я с легкостью простил «Козлу» и «цельнометаллический» интерьер с отсутствием эргономики как таковой, жесткий руль и доисторические напольные педали. Единственное, с чем пришлось постоянно бороться в этой машине, так это с предательски открывающейся на поворотах водительской дверью: не выпасть бы! А вот на крутой придорожный земляной холм, покорившийся только что «Камуфляжнику» с первого раза, «Козел» заехать не смог вообще: на этом скользком, но не крошащемся покрытии его жестким шинам не хватило сцепных свойств. Второй раз «Козел» встал, когда его переднее колесо провалилось в снежную яму: поймал диагональ. А «Камуфляжник» здесь прошел без проблем – спасибо большим колесам!
Наконец, подошла очередь «Хантера». Ездить на нем по шахтам мы не стали совсем, поскольку еще на подъезде к лесу стало очевидно: на штатных всесезонных шинах К-153 в снегу «ловить» нечего… Справедливости ради надо сказать, что насколько легко «Хантер» застревал, настолько же легко его удавалось вытолкнуть силами двух-трех человек. Движение через лес по уже проторенной дорожке вызвало такое же напряжение, как и с «камуфляжником», но по другой причине: нужно было во что бы то ни стало уберечь драгоценные лакированные борта «Хантера» от веток! При проезде «тарированных буераков» обнаружилось значительное снижение углов въезда и съезда даже в сравнении с «Козлом»: мешают модные пластиковые бампера, которые, похоже, нетрудно случайно оторвать. Дальше – больше: с переднего бампера «Хантера» исчезли буксирные крюки, вместо них предусмотрены интегрированные в бампер проушины. Вот только шакл за них можно зацепить, только расперев им окно в пластиковом бампере...
Наверное, после этих слов у Вас могло сложиться впечатление в несостоятельности «Хантера» как настоящего вседорожника. Отнюдь нет! Напомню, что до пикника на шахтах он добрался своим ходом без посторонней помощи, что и требовалось, учитывая его комплектацию. Преодолеть этот же путь смог бы далеко не всякий «паркетник». Зато только на «Хантере» появилось ощущение, что это уже не я борюсь с бездорожьем, а машина. И с самим «Хантером» бороться на фоне других УАЗов не надо: подвеска работает на порядок мягче, от шума уже не закладывает уши, а гидроусилитель руля заставляет вовсе забыть о проблемах с маневрированием. Комфорт – вот в чем основная разница между «Козлами» и «Хантерами»! Его подобие тут уже появилось!
А арзамасская 5-ступенчатая коробка с «неправильной» схемой расположения передач не понравилась. Только садясь за руль, я сказал себе: «Не забыть: вторая – на месте четвертой». Тронулся, выкрутил первую и… чуть не включил заднюю. Привычка – страшная сила. В общем, автоматизма в действиях при манипуляциях с рычагом коробки у меня не получилось. Зато за счет уменьшения передаточных чисел главных пар силовой диапазон трансмиссии возрос, что вкупе с более «крутильным» мотором позволяет дольше пользоваться выбранной передачей, чем на старых УАЗах. Но по крутящему моменту на низах 16-клапанник проигрывает архаичному карбюраторному агрегату, несмотря на больший объем, так что задействовать пониженный ряд в раздатке приходится чаще и раньше, чем на «Козле». Зато стоит только нажать на акселератор… Другим нашим УАЗам такой разгон может только сниться. А главное, «Хантер» умеет с такой скорости тормозить, причем весьма эффективно, что совсем не характерно для всех его предшественников.
Выводы по работе
После целого дня, проведенного со столь разными УАЗами, могу констатировать следующее. Насколько хорошо каждый автомобиль из нашей троицы отвечает одним условиям эксплуатации, настолько же плохо – противоположным. И наиболее универсальным оказался «Хантер»: в городе и на трассе уверенно себя чувствует только он, оставаясь при этом довольно честным «проходимцем» - ему только шины штатные поменять надо. Старый «Козел» просто идеален для эксплуатации в сельской местности. Главное преимущество – его не жалко поцарапать и даже помять, что позволяет свободно двигаться не по дорогам, а по направлениям. А чтобы что-то в нем сломать, надо сильно постараться! А «Камуфляжник» - штука узкоспециализированная. Собравшись с силами, на нем можно несколько раз в год на пару дней отправиться покорять самое дремучее бездорожье. Но использовать его как транспортное средство на каждый день просто невозможно. А вы какой бы из трех УАЗов выбрали?