Найти в Дзене
Batrachospermum Magazine

Рачки объелись антидепрессантов и быстро созрели

Дафнии быстрее растут и пуще размножаются, когда люди радостны и ходят в туалет. Дело в том, что в природу попадают смываемые в толчок антидепрессанты.

Дафнии – не самые депрессивные ракообразные. Фото: Per Harald Olsen.
Дафнии – не самые депрессивные ракообразные. Фото: Per Harald Olsen.

Очистка сточных вод несовершенна: оттуда удаляются патогенные микроорганизмы, но остатки лекарств сохраняются и потом попадают в природные водоемы. В том числе это относится к антидепрессантам, коих в одной только Норвегии, одной из самых счастливых стран мира, врачи выписывают больше ста миллионов доз в год. Эти препараты, как известно, положительно влияют на выработку дофамина — нейромедиатора, вдобавок к другим эффектам вызывающего ощущение радости.

Специалисты из Норвежского университета естественных и технических наук решили проверить, какое воздействие повышенные концентрации дофамина и антидепрессанта бупропиона (его также применяют для лечения никотиновой зависимости) оказывают на больших дафний (
Daphnia magna) — планктонных ракообразных, широко распространенных в пресных водах нашей планеты (их еще называют водяными блохами). Выяснилось, что бупропион ускоряет их рост и половое созревание, особенно когда пищи вокруг мало.

Эта водяная блоха уже беременна. Фото: Marek Miś.
Эта водяная блоха уже беременна. Фото: Marek Miś.

«Вообще ускорение жизненного цикла — признак стресса, — уверяет биолог Семона Исса, ведущий автор исследования. — Но мы не знаем, кратковременный ли это эффект».

«При повышенных концентрациях дофамина водяные блохи могут претерпевать поведенческие изменения, делающие их более уязвимыми перед хищниками, — предполагает профессор Сигурд Эйнум, старший автор исследования. — Но мы пока это не проверяли».

«Ускоренный рост из-за высокого дофамина вдобавок снижает энергетические затраты на иммунную функцию, что может повысить уязвимость водяных блошек перед паразитами и болезнями», — добавляет Исса.

Но мы не знаем наверняка, не проверяли, нам и так хорошо.

Сигурд Эйнум и Семона Исса развлекаются с дафниями в лаборатории. Фото: Per Henning.
Сигурд Эйнум и Семона Исса развлекаются с дафниями в лаборатории. Фото: Per Henning.

Неизвестно ничего и о возможных плюсах увеличенного дофамина, как и о том, почему дафнии не вырабатывают его в повышенных количествах естественным образом. Наверно, дело в окислительном стрессе, сопровождающем усиленную выработку дофамина в нейронах и приводящем к накоплению активных форм кислорода, которые могут навредить клеткам. Скорее всего, водоблошкам не особенно радостно, когда за радостью гонятся депрессивные люди.

_________

Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Proceedings of the Royal Society B (Issa et al., 2020). Почитайте также отрывок о дофамине из книги нейробиолога Николая Кукушкина «Хлопок одной ладонью».