Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Что ценили генсеки в кино?

Как известно, еще Ленин определил место кинематографа в новой советской реальности. Бессмертная фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», – дала зеленый свет «киношникам» молодого государства.

Разумеется, советские вожди лично следили за киноиндустрией страны. Особенно внимательно к этому делу от­носился Сталин. Частенько он пересматривал картины по нескольку раз: хотел разобраться в деталях, ускользавших при первом просмотре.

Но любые отечественные фильмы были обязаны воспитывать совет­ского человека. Экранные ткачихи, колхозницы, дом­работницы – все находили себя в соци­алистическом обществе, все двигались вперед к светлому будущему. Образы Любови Орловой и Марины Лады­ниной – настоящие героини, талант­ливые и выносливые, политически гра­мотные и активные на работе и в быту.

Но не всем режиссёрам удавалось настроиться на идеологию. Режиссер Михаил Чиаурели поучал «неудачника» Довженко после запрета картины: «Ты вождю пожалел десять метров пленочки. Ты ни одного эпизода в кар­тинах ему не сделал. И что твой талант? Тьфу, вот что твой талант... Он ничего не значит, если ты не умеешь работать... Ты работай, как я. Думай что хочешь, а когда делаешь фильм, разбрасывай по нему то, что любят: здесь серпочек, здесь молоточек, там звездочка».

Стоит ли сегодня осуждать приспо­собленчество художников той эпохи? Председателя Союзкино Бориса Шумяцкого расстреляли в 1938 году. Реальным поводом послужил конфликт со Сталиным. Массовые ре­прессии не пощадили деятелей кинема­тографа – пострадали более ста человек. Киновед Валерий Фомин подсчитал: общий срок отсидки советских «ки­ношников» в ГУЛАГе составил больше 2000 лет!

Брежнев кино ценил
Брежнев кино ценил

Брежневские времена, которые окрестили эпохой застоя, конечно, не были кровожадны. С неугодными кинематографистами боролись иным способом – забвением и отлучением от профессии. Например, «Проверка на дорогах» пролежала в архиве 15 лет, «Комиссар» – все двадцать.

Интересно, что настоящим спаси­телем талантливых фильмов был не кто иной, как сам Леонид Ильич Брежнев. Он был настоящим поклонником кино. Часто просматривал картины еще до выхода на экран. В Завидове отстроили для этих целей великолепный кинозал.

Именно генеральный секретарь спас «Белое солнце пустыни». Все дело в том, что Брежнев не меньше Сталина любил американские вестерны. В 1969 году накануне годовщины Октябрьской революции штатовские новинки запаздывали, и окружение решилось на авантюру: из архива достали шедевр Мотыля. Леонид Ильич пришел в полный восторг от фильма. Он лично позвонил пред­седателю Госкомитета по кинемато­графии Алексею Романову: «Хорошее кино снимаешь! Утерли нос амери­канцам, молодцы. А почему фильм не в прокате? Его должны увидеть со­ветские люди». А фильм не пустили в прокат: возмущались низким идейным содержанием, тлетворным влиянием Запада, пропагандой чуждых нам идеалов, мещанством и тому подобным.

Понравилось!
Понравилось!

Непредсказуемой могла оказаться и судьба одного из лучших фильмов о фронтовиках - «Белорусский вокзал». Цензорам показалось, что предста­вители милиции выглядят в картине недостаточно ярко. Но Леонид Ильич, сам фронтовик, прослезился во время просмотра: песня Окуджавы про десантный батальон не могла оставить его равнодушным, и в ре­зультате фильм посмотрели мил­лионы.

Под разными идеологическими предлогами «заворачивали» «Кав­казскую пленницу», «Джентльменов удачи», «Бриллиантовую руку». Кому-то они казались несмешными, кому-то и вовсе аморальными. Такой ярлык, к примеру, прилепили к одной из песен Зацепина в «Кавказской пленнице», знаменитой «Если б я был султан...». Трудно по­верить, что комедии, ставшие бес­смертной классикой, тоже спас Брежнев и, разумеется, счастливый случай: все они просто вовремя ока­зались у него в кинозале и заставили генерального смеяться до слез!

Но откуда-то появляется недобрая мысль: была цензура, запреты, строгости – и были шедевры! А сейчас демократия и свобода – а в кино не тянет…