Найти тему
Скамейка

Человек, который изобрел велосипед

«Есть вино из региона Шампань, а есть велосипеды из Петербурга»

Александр Иванов, основатель и директор петербургской компании Shulz, свой первый велосипед придумал в 2008 году. Теперь они продаются в магазинах в Петербурге и Москве, а также в Сингапуре, Японии и Франции.

-2

Как часто вас можно встретить на велосипеде?

Я много езжу по центру города. Мне 41, но сегодня я, например, на скейте: выбираю транспорт так, чтобы было удобно на нем передвигаться. Когда еду с детьми на природу, мы часто берем с собой велосипеды. Иногда езжу в организованные велотуры с приятелями, раньше часто гонял на соревнования по кросс-кантри. Так что я люблю самые разные виды транспорта: и велосипеды, и мотоциклы, и скейтборды. Еще у меня есть лицензия шкипера: могу управлять яхтой.

Расскажите, пожалуйста, как вы попали в бизнес? У вас есть MBA?

Нет, я закончил петербургский вуз, получил диплом по специальности «Информационные системы в экономике». Отлично разбирался в конфигурациях 1С и так далее, но работал по профессии, наверное, не больше года. Не то, чтобы она мне не нравилась, просто я люблю изучать новые области. Мое любопытство занесло меня сначала в любительский велоспорт, а потом уже в 
бизнес.

Помните, как вы придумали идею для своего первого дела?

Это был велопрокат. Первую точку хорошо помню, открыл у Мариинского театра на улице Глинки. Я взял потребительский кредит в «Сбербанке», что-то около 300 тыс. рублей, купил 50 велосипедов, дал рекламу на радио, повесил стикеры в вагонах метро — вот так все это началось.

На дворе стоял 2008 год, в Петербурге еще не было велопроката. Была примерно такая мысль: «Питер, белые ночи, романтика. Как еще можно показать эту красоту? Может быть, надо смотреть на город с велосипеда?» Мне казалось, что это хорошая идея, и я решил попробовать.

На примере прокатных велосипедов я довольно быстро понял каким должен быть удобный велосипед для города: простым, крепким, не требующим постоянного техобслуживания. Так что уже через год сидел над чертежами собственного велика. Первую модель разработал самостоятельно, потом консультировался с механиками. Всегда шел от потребностей клиентов: у нас есть модели для высоких, низких, толстых, для детей, для мам с детьми — в общем, для каждой категории покупателей есть свой велосипед.

В 2019-м объём российского рынка велосипедов без запчастей и аксессуаров составлял около 40 млрд рублей (в год продавалось около 3 млн велосипедов). В 2020 году объем рынка может составить 40−45 млрд рублей.

-3
-4
-5

Сколько у вас сейчас моделей?

Больше 30, а если учитывать разные цвета — около 115. Несмотря на то, что у нас очень большая палитра, самые ходовые цвета — черный и белый. Как носки
(смеется). Мы начинали с городских велосипедов, которые складываются и легко помещаются в багажник, удобны для того, чтобы хранить в квартире или брать с собой в метро. Но мы активно развиваемся и сменили первоначальную концепцию. Сегодня Shulz — это велосипеды и самокаты для приключений. Для катаний соло и с семьей, и в городе, и за его пределами.

Ваша целевая аудитория сейчас больше покупает велосипеды или все-таки самокаты?

В процентном выражении мы продаем больше велосипедов, но доходность самокатов выше — так что обе эти позиции приносят компании примерно одинаковый доход. Среди наших покупателей есть и молодежь, и пенсионеры, так что у каждого свои предпочтения: например, туринговые велосипеды покупают те, кто помоложе. Те, кто постарше, берут складные модели.

-6
-7
-8

Все-таки где находится ваше производство?

Велосипеды Shulz выпускаются в Китае по нашим спецификациям. Все модели разрабатываются тут. Мы начали производство в 2008 году. Первая партия — 300 велосипедов. Чтобы выбрать производство я специально поехал в Китай, выбирал, наверное, из десятка фабрик. Вложения составили 1,5 млн рублей, это был займ. Инвестиции окупились в течение первых лет.

Название компании заставляет думать, что Shulz — это велосипеды немецкого или австрийского производство. Это маркетинговый ход?

Ни в коем случае. Название компании дал мой студенческий никнейм. Однажды на уроке немецкого языка я спросил преподавателя какая фамилия в Германии такая же распространенная как Иванов. Педагог ответил, однокурсники это запомнили, так я и стал Шульцом.

Мы, наоборот, везде подчеркиваем, что мы из России и, более того, из Петербурга. Есть такое отдельное государство в нашей стране
(смеется). Я очень люблю свой город, так что мне приятно выделить эту связь. Знаете, есть вино из региона Шампань, а есть велосипеды из Петербурга.

-9
-10
-11

В этом году велосезон начался раньше, чем обычно, а закончился, наоборот, позже. Эксперты рынка даже говорили про покупательский бум на велосипеды. С другой стороны, Сovid-19 нарушил привычные цепи поставок. Как пандемия повлияла на ваш бизнес?

Коронавирус никак на нас не повлиял: мы заранее планируем все поставки, у нас был хороший запас велосипедов. Так что перебоев не было и наша международная логистика —наши велосипеды продаются не только в России — тоже не пострадала. Локальный всплеск продаж был в мае: закончился карантин, границы закрыты, все ринулись покупать велосипеды. Наши продажи за этот год выросли на 15%, но я связываю это не с велосипедным бумом, а с тем, что мы добавили новые модели в ассортимент. В 2019-ом мы продали около 12 тыс. велосипедов, без карантина в 2020-ом, я думаю, мы продали бы около 13 тыс.

По данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», в 2019 году выручка компании по РСБУ выросла более чем вдвое, до 207,6 млн рублей, чистая прибыль подскочила в 2,3 раза и составила 87,9 млн рублей.


Как и когда вам удалось выйти на международный рынок?


Сначала я поехал на выставку в Японию и нашел дилеров там. С Сингапуром случилась похожая история: все дело в том, что я люблю участвовать с нашими новыми моделями на профильных выставках. На международный рынок мы стали выходить несколько лет назад. Сейчас Shulz продается на рынке Сингапура, Японии и Франции. На годовой объем экспорта приходится 4% от оборота компании, пандемия на него тоже не повлияла.

То, что вы всегда делали бизнес в одиночку, без партнеров — это осознанная позиция?

Я действительно всегда работал без партнера, потому что мне удобно, когда я несу все риски один. У меня есть разные инвесторы: это частные лица и кредитные организации. Я знаю, что готов рискнуть всем и участвовать в бизнесе полностью, потому что понимаю: к инвестиционным деньгам должно быть большое уважение. Чтобы компания могла развиваться, я заложил свое жилое имущество. Не могу сказать, что это осознанная позиция: наверное, пока на моем пути просто не встретился такой человек, который мог бы стать совладельцем моей компании.

-12
-13
-14

Вы можете сформулировать формулу успешного бизнеса? Почему компания Shulz «выстрелила»?

Мы вовремя предложили покупателям хороший складной городской велосипед. Конечно, на рынке уже были складные модели, но мы учли их недостатки и предложили свой вариант — подешевле. Потом мы вовремя предложили покупателям удобный детский велосипед и так далее.

Если долго делать что-то хорошо, обязательно будет эффект. В нашем случае это накопленный годами спрос, планомерная работа, труд всей команды — и мастеров, и механиков. Сейчас над проектом работает 49 человек. Нас ценят за качество, экспертизу, подход к работе. Мы давно уже не просто велосипедный бренд: у нас есть свои магазины, мастерские, прокат, велосипедные экскурсии. Кроме того, мы дистрибьюторы бренда Strida.

Поделитесь своими планами на будущее?

Мы будем делать больше около велосипедных аксессуаров под своим брендом: замки, седла, педали. Пока у нас есть свои фонарики и чехлы для велосипедов и самокатов, они пользуются спросом. Возможно, в будущем будем шить велоодежду — я открыт к разным коллаборациям.

-15
-16
-17

Чем для вас сегодня является ваш бизнес? Дело всей жизни? Еще один любимый ребенок? Увлечение, которое удалось монетизировать?

Здорово, что мое хобби стало способом заработка. Прошло 7 лет, прежде чем моя личная прибыль от бизнеса позволила мне активно путешествовать с семьей. Я всегда стараюсь делать то, во что верю, и делаю это с любовью. Иногда я устаю от своей работы, хотя она многогранна: можно делать магазины, можно новые велосипеды. Но, безусловно, сейчас это не только увлечение, это моя работа. Я живу этим, у меня нет другого бизнеса и другого источника капитала.

Расскажите, пожалуйста, напоследок, что еще, кроме семьи и бизнеса, приносит вам удовольствие?

Я люблю скалолазание, альпинизм, рыбалку, бильярд. Много путешествую, но всегда стараюсь путешествовать по делу: чтобы показать детям мир или заехать в какие-то страны, где можно развить мой бизнес. Мне очень хочется открыть свой магазин в Аргентине. Но знаете, никогда не было желания полностью перебраться в другую страну — мне нравится российский хаос. Я люблю советские и бардовские песни, слушаю Высоцкого, но и Beatles, конечно, люблю.

Материал на нашем сайте: Человек, который изобрел велосипед

Автор: Анастасия Жигач
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка