Почему похвала важнаото из открытых источников
Похвала – казалось бы, простой, но очень важный аспект семейных взаимоотношений. В действительности все не так легко, как кажется на первый взгляд. Хвалить надо ребят любого возраста. Не только малышей, но и учащихся средней и старшей школы. Больше всего в одобрении нуждаются подростки.
Поощрение – основа формирования навыков общения, социализации. Благодаря ему, в семье складываются доверительные отношения, поддерживается мотивация. Ученик чувствует, что о нем заботятся, ему готовы помочь. Ребенок начинает верить в свои силы и понимать, если у него не все получается идеально – это не страшно. При грамотной похвале он научится адекватно относиться к критике.
Какие последствия бывают, если совсем не хвалить ребенка
Школьники, которых не хвалят, редко берутся за выполнение сложных заданий, пытаются избегать трудных ситуаций. У них низкая самооценка, нет уверенности в себе.
Не складываются близкие, доверительные отношения с родителями. Дети не хотят делиться с ними ни хорошими, ни плохими событиями из жизни, хранят секреты. Они будут думать, что родителям нет до них дела. Раз можно не стараться, многие подростки начинают себя плохо вести и привлекать внимание отрицательными поступками.
Как понять, достаточно ли вы хвалите своего ребенка
Определить, хватает ли ребенку родительского одобрения, не сложно. Если школьник открыто делится своими успехами и неудачами, нормально относится к конструктивной критике, не боится браться за задание, то да, родители все делают правильно.
Если ребенок зажат, скрывает неудачи (например, плохие оценки), не стремится делиться радостями, значит, он получает недостаточно похвалы.
За что и как хвалить ребенка
Одна мама рассказала нам замечательную историю. Ее дочь получила первую в своей жизни «двойку» на уроке. Мама, узнав об этом, купила торт. Они вместе отпраздновали это событие. Казалось бы, что праздновать? Мама поступила правильно, она не стала наказывать дочь.
Благодаря такому подходу, ребенок будет доверять родителям, делиться с ними всем, что происходит в жизни. Девочка не побоится в следующий раз рассказать о своей неудаче, ведь знает, что ее поймут и поддержат.
Есть несколько правил, как лучше хвалить ребенка:
- Не перехваливать. Если ученик успешно справляется с чем-то в первый раз, реакция должна быть бурной. При каждом следующем подобном случае пусть она становится более сдержанной. Иначе ребенок не научится понимать ценность поощрения.
- Хвалить конкретно. Надо подробно проговаривать, чем ребенок заслужил поощрение. Или он начнет думать, что его хвалят просто так. Школьник должен понимать, что именно он сделал правильно. Фраза «Ты молодец» не подходит, надо конкретизировать. Например, «Ты молодец, справился со сложной задачей, сам нашел способ решения».
- Не сравнивать с другими. Сравнение обесценивает похвалу. Не надо говорить «Ты хорошо сыграл, но твой одноклассник был лучше». Ребенку будет казаться, что он недостаточно хорош. Говорить наоборот («Ты хорошо сыграл, твой одноклассник был намного хуже») тоже не стоит. Это испортит отношение с социумом, сформирует неадекватную самооценку.
- Не обманывать. Дети чувствуют неискренность. Они привыкнут к ней и сами начнут лицемерить. К тому же, вранье обесценивает настоящую похвалу.
- Хвалить в меру. Нельзя восхищаться каждым шагом. Здесь есть 2 возможных исхода: либо у ребенка будет чересчур завышенная самооценка, либо из-за высокой планки он начнет бояться ошибиться, перестать соответствовать идеалу.
- Обдумывать, за что поощрять. Лучше хвалить не за имеющиеся способности, а за выполненные действия. Например, вместо «Ты очень умный» стоит сказать «Ты хорошо постарался и правильно сделал задание». Дети, которых хвалят за качества, боятся браться за сложную работу, т. к. могут не оправдать ожидания и утратить эти качества. Они начинают делать только то, в чем уверены. После комплиментов за действия ребята активно берутся за дело.
Что делать, если кажется, будто хвалить не за чтоото из открытых источников
В первую очередь надо анализировать факты и выбирать достижения школьника, пусть даже самые маленькие, а не черты его личности. Подумать, что сделал ученик, чего он добился. Даже в случае неудачи сказать «У тебя не получилось, но ты молодец, ты старался».
Также можно выделить склонности школьника, его стремления и хвалить его именно в этих областях.
Родителям стоит показывать, что они гордятся ребенком. Благодарить его даже за помощь, выполненные поручения.
Все школьники уникальны. У каждого есть способности, положительные личностные качества. Они заслуживают получить похвалу. Приятные слова родителей делают детей увереннее. Они начинают активнее стремиться к целям, пробовать себя в новой деятельности, не боясь осуждения.