Найти в Дзене
Писательство

Композиция сцены. Метод "Причина" и "Следствие"

Оглавление

Такая структура подходит для тех, кто пишет от первого лица либо использует технику "фокальных персонажей", потому что в классическом варианте она ставит в центр одного конкретного героя. Ее цель — добавить эмоциональную динамику в историю, заставить читателя сопереживать герою. Для этого предлагаются два типа сцен, в каждой по три элемента:

Сцена типа "Причина" состоит из:

- Цель
- Конфликт
- Катастрофа

"Следствие" состоит из:

- Реакция
- Дилемма
- Решение


Интересно в этой схеме то, что эти два типа схем можно бесконечно чередовать между собой, построив на них все произведение: из катастрофы выходит реакция на нее, а из решения — новая цель. Сейчас вы и сами все увидите.

"Причина"

Можно сказать, что в этом типе сцены ваш герой проявляет свою активную, деятельную сторону. Мы начинаем с цели — это то, чего хочет ваш герой. Его мотивация. Самый простой для автора вариант — выбрать для сцены всего одну цель, четкую и хорошо понятную для читателя. Например, вы пишете о шахматисте, который стремиться победить в турнире. При выборе цели вашим главным врагом будет неубедительность: одно дело, когда победить стремится шахматный фанат, а другое, когда у персонажа были до этого совершенно другие интересы, он стремился к популярности, искал заработок или еще что, и вдруг решил стать героем спортивной драмы. Это тоже можно показать хорошо: между старыми интересами и новой целью нужно перебросить мостик, обосновать, почему это стало для него важно: например, он решил, что победа в турнире сделает его богатым и известным.

Второй этап: конфликт. В хорошей истории не принято, чтобы просто получали то, что они хотят. Поговаривают, читатели хотят видеть, как герои страдают. Поэтому на их пути вырастают препятствия: для участия в турнире нужны деньги, а у героя их нет; или у него очень сильные соперники; или окружающие отговаривают его от участия. На этом этапе препятствия могут быть многочисленными, но все еще преодолимыми, показывая, как герой с ними справляется, мы закладываем уважение к нему. Если же мы, наоборот, хотим продемонстрировать слабость его характера, то фаза конфликта становится короче: уже небольшие препятствия и вялая попытка преодоления приводит к следующей фазе.

Катастрофе. Катастрофы бывают разные. Когда герой был так близок к победе, когда он упорно трудился и преодолевал все сложности, но все равно проиграл, это еще называют "крушением в порту". Или когда он едва столкнулся с препятствиями и был раздавлен собственной слабостью. Катастрофа — это та часть сцены, в которой надежда героя (и читателя) разбивается. Он не может достичь своей цели. В примере с шахматистом: он приходит на первый турнир, сражается с первым соперником, ему кажется что вот-вот он победит — но все заканчивается "матом".

"Следствие"


Следствие напрямую выходит из причины. Все начинается с реакции. В жизни героя произошло нечто драматическое, нечто, что, вероятно, раздавило его или хотя бы оставило в бедственном положении. На фазе реакции мы, как автор, показываем чувства, с которыми сталкивается персонаж. Он зол? Печален? Пьет? Пытается отвлечься?

В структуре "Причины" и "Следствия" эта фаза получается очень хорошо сбалансированной. Многие авторы драматической прозы стремятся добавить как можно больше описаний страданий для своего героя, буквально перекатывают его из одной боли в другую. Да, это работает на определенного читателя, но многие начинают уставать от однообразия и вместо того, чтобы сочувствовать герою, начинают раздражаться и называть историю "слезодавилкой". Здесь же негативная "реакция" уравновешивается позитивной "целью", активность сменяется пассивностью и наоборот. Но можно перестараться и тут: превратить героя в психа, который мечется от мании к депрессии...

Дилемма вытекает из Катастрофы. После эмоций и страданий приходит пора решать, что делать дальше? Возможно, нашему герою стоит навсегда уйти из шахмат? Или продолжать бороться? Его первоначальная цель, победа в турнире, уже недостижима, поэтому нужно придумывать новый план.

Размышления неизбежно должны приводить к решению. Да, это не слишком реалистично, в жизни люди не слишком-то любят принимать решения, могут откладывать это годами, игнорировать проблему, просто забивать на цели, которыми еще недавно они горели, но большинство персонажей не могут позволить себе такой роскоши, если не хотят растерять читательский интерес. Они буквально вынуждены принимать решения. От маленьких и незначительных до глобальных, от которых зависят судьбы всего мира. В нашем примере герой может забросить шахматы, чтобы начать нормальную жизнь. Или же попробовать свои силы снова, подготовившись и набравшись сил. Уже в другом турнире.

И это приводит нас снова к фазе "Цели".

Если хотите более подробно изучить эту структуру, могу порекомендовать прочитать книгу "Архитектура сюжета. Как создать запоминающуюся историю." Кэти Мари Уэйланд.

А теперь поговорим о слоне в комнате. Нужно ли в каждом тексте использовать именно эту структуру? Нет. Использовать ли схемы и если да, то какие именно — на этот вопрос вы отвечаете себе сами. Все как обычно. Данная структура может показаться однообразной, но она достаточно гибкая, чтобы создавать совсем разные тексты. Ее можно использовать в юмористической главе-передышке, например героиня отправится в лес собирать травы, попадет под дождь и вернется ни с чем злая и уставшая.

К тому же в какой-то момент из цикла неудач придется выходить. В большинстве популярных историй "катастрофы" чередуются с "победами", потому что постоянные провалы тоже наскучивают читателю.

Но в целом инструмент полезный.