Найти тему
Учу сына говорить

Алалия. Упражнения для мышления и развития диалогической речи

На очередном занятии с логопедом мы занимались формированием диалогической речи.

Сейчас Ярика уже нельзя назвать неговорящим. Он полностью может озвучить все свои бытовые потребности, у него есть спонтанная речь, он задает вопросы (не все правда), отвечает на вопросы. Но с диалогической речью пока есть проблемы. Нет у него такого, чтобы он сказал: "поиграй со мной", или "давай играть в прятки" и т.д.

Он много играет сам, но только в те игры, которые любит. Попытки вклиниться в его игру обычно ничем не заканчиваются. Чтобы его заинтересовать какой-то новой игрой, нужно, чтобы она была очень яркой и активной, желательно связанной с бегом, прыжками, прятанием.

Мы еще не нашли такой настольной игры, которая смогла бы его надолго заинтересовать.

Логопед, на последнем занятии играла с ним с следующую игру. Для нее не потребовались дорогие пособия. Пока они играли со стаканчиками, кубиками, машинками.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

На - тебе, дай мне

2 комплекта стаканчиков, один логопед отдала Ярику, причем комплект сына был на 2 стаканчика меньше, чем у логопеда, и у логопеда стаканчики были с красивыми картинками.

Они менялись стаканчиками. Ярик должен был проговаривать: На - тебе, дай мне. У него стаканчики закончились раньше и, чтобы заполучить оставшиеся у логопеда, нужно было решиться и отдать свои 2 из только что полученных. Ярику это далось непросто, но он справился)))

Еще наши самостоятельные игры для развития диалога:

Это тебе, это мне (один - тебе, один - мне)

В это мы играем с Яриком перед заданием на сборку такой же фигуры. Раньше я строила свою башню и ставила ее перед сыном, чтоб он повторил и построил такую же. Теперь я раскладываю перед ним общую кучу из деталей, и он сортирует ее на 2 отдельные кучки, приговаривая: это - тебе, это -мне. Также я спрашиваю его: у тебя уже красная есть? А эту синюю мне отдай и т.д.

Совместное рассказывание знакомых сказок

Взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. В тех сказках, которые Ярик знает наизусть, я специально делаю ошибки. В теремок, например, приходит коза, или репку тянет тигр и т.д. Ярик реагирует очень бурно.

Также, на занятии они занимались выстраиванием логических цепочек, для понимания было-стало, например был цыпленок, вырос, стал петух. Причем акцент не на то, что цыпленок маленький, а петух большой, а именно, что цыпленок был маленьким, рос-рос, вырос и стал петухом.

Мне упражнение понравилось, и я подготовила Ярику несколько своих логических рядов. Ярик так проникся, внимательно выслушал, а также вчера даже с интересом слушал как жили динозавры, как вымерли и кто стал доминирующим видом после них. Про космос слушать пока отказался.

Также мы поиграли с фигурками животных, у нас их очень много и есть большие и маленькие фигурки Я показывала сыну маленькую фигурку: жил-был поросенок; потом он ел, спал, бегал, рос-рос и стал.... И прятала в руках большую фигурку. Ярика очень заинтересовало. В первый раз, на вопрос: был маленький теленок, рос-рос и вырос в большую.... Ярик сказал: маму))) Потом понял суть игры, и на всех домашних животных мы отыграли.

Как говорит логопед, нужно все действия проговаривать именно с таким акцентом: машина стояла, мы сели, и машина поехала; я стоял, светофор загорелся зеленым, и я пошел; в тарелке был суп, я поел, и тарелка стала пустой.

Вроде так просто, и в то же время я не догадывалась так строить разговор с сыном. Наверно потому, что с первым ребенком все это получалось как-то само собой.

В интернете, я нашла еще вот такие замечательные картинки логических рядов, которые можно использовать: