Петербургскую губернию в середине XIX в. можно было отнести к числу слабозаселенных. По степени людности в ряду всех 55 губерний она занимала 34 место, а по степени населенности 30 место. Причина этому – почти 2/3 губернии были покрыты болотами и лесами. 1/10 часть крестьян уходила на заработки из домов в столицы или окрестные города, так как неплодородность почвы и недостаток пахотной земли не позволяли производить достаточное количество продовольствия для населения.
Далее по тексту 1851 года:
Народонаселение губернии состоит из двух племен: славянского и финского; к первому принадлежат Русские, а к второму Финны, известные под именем чухон, чухонцев и маймистов.
Русские, составляя 4/5 населения губернии, есть господствующее племя. Они населяют весь Гдовской, Лугской и Ново-Ладожской уезд, большую часть Петербургского (3/4), Ямбургского (2/3) и половину Шлисельбургского, Царкосельского и Ораниенбаумского, мешаясь в последних пяти уездах с чухнами.
Жители Новоладожского и восточной половины Лутского уездов суть потомки прежних Новгородцев; жители Гдовского и западной части Лугскаго (по озеро Саберо, пог. Бельский и верховье Плюсы) потомки Псковитян; Русское же население остальных пяти уездов (составлявших некогда Ингерманландию и часть Карелии) происходит от переселенцев, которые Петром Великим выведены были из внутренних великороссийских губерний (Московской, Калужской, Тверской, Смоленской и других) для заселения завоеванного в то время края.
Таким образом, русское население, принадлежа к великороссийской отрасли славянского племени, отличается и всеми ее качествами: крепким телосложением, приятною наружностью, бойкими умственными способностями, деятельностью и добродушием.
Жители Новоладожского уезда, и в особенности живущие по Волхову, по преимуществу обладают этими качествами и представляют собой верный тип коренного русского племени; они по сие время сохранили еще энергию и деятельность своих предков Новгородцев. Жители Гдовского и западной части Лугского уездов составляют, в сравнении с Новоладожанами, противоположный оттенок в общих свойствах русского населения. Они далеко отстают от прочих русских бойкостью, деятельностью и трудолюбием, и поэтому ближе подходят к белорусским крестьянам, отличающимся беспечностью и равнодушием к своему благосостоянию. Это заметное различие в оттенках характера Русского племени есть следствие разнородного исторического развития прежнего Новгорода и Пскова, которые всегда разнились между собою в народном духе, хотя и были постоянными соседями и союзниками. В соразмерности с природными качествам, находится и благосостояние русского народонаселения. Новоладожане, к развитию промышленной деятельности которых содействуют во многом и местные условия (в особенности судоходные пути, прорезывающие уезд), по большей части зажиточны и пользуются довольством; напротив того, Гдовцы, занимаясь кое-как сельским хозяйством и некоторыми слабыми промыслами (например рыбною ловлею и работами по лесному промыслу) живут постоянно в нужде и недостатке.
Вместе с хорошими свойствами, русские крестьяне губернии имеют и общие славянскому племени недостатки: лукавство, хитрость и наклонность к обману. Эти непохвальные качества наиболее заметны в местах ближайших к столице и в Новоладожском уезде. В Ораниенбаумском и в особенности в Ямбургском уездах, по сие время заметен еще разнохарактерный быт крестьян внутренних губерний, переселенный сюда Петровскими переселенцами: тут можно еще услышать наречия и видеть костюмы, которыми отличаются между собою жители великороссийских губерний.
По всей губернии, за исключением некоторых частей бедного Гдовского уезда, крестьяне носят суконный армяк и сапоги, и только на Гдовцах можно увидеть толстую сермягу, полотняный кафтан и лапти. Одеждою щеголяют жители подстоличных селений и Новоладожского уезда (в особенности же казенные крестьяне богатой Спасовской волости, лежащей по Волхову), в образе жизни которых вкралась даже роскошь, вовсе несвойственная крестьянскому быту. Найти у них чай и иностранные вина, не есть редкость. На мужчинах всегда можно видеть хорошие суконные кафтаны, а на женщинах ситцы, холстинки и пестрые Московские платки.
Источник: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. Т. 3, ч. 1 : Санкт-Петербургская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Жуковский]. - 1851. - [6], 415, 109, [2] с., [26] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Санкт-Петербургской губернии.