"Без вас мне скучно, - я зеваю. При вас мне грустно, - я грущу. Ах, обмануть меня не трудно!... Я сам обманываться рад." А.С Пушкин
Сдаётся мне джентльмены, что мы с вами вот уже добрый десяток лет, присутствуем на спектакле-моралите с элементами фарса. Для тех, кто далёк от театра! Моралите — жанр западно-европейского театрального искусства, назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяют различные добродетели и пороки. А фарс это комедия-водевиль легкого содержания. Если учесть, что жизнь есть театр, а все люди в нём — актёры, то напрашиваются следующие вопросы:
- Кто режиссёр-постановщик?
- Кто главные действующие лица?
- И для кого весь этот спектакль?
К чему я клоню? Начнём с пункта номер три. Кто зрители? Вернее, кто эти актёры, играющие роль зрителей? Дайте подумать! Ба!!! Да, это мы с вами, джентльмены. В общем-то здравые, в трезвом и зрелом уме люди, мы, кто вольно, а кто невольно, не осознавая этого, факта, участвуем в этой постановке, разыгрываемой на разных сценах (американской, европейской, российской). Что до прочих, это отдельная песня. Поговорим о наших, о российских подмостках. Кто здесь главный актёр — вы можете сами догадаться. Он очень хорошо исполняет свою роль, произнося с умным выражением лица правильные слова о национальных интересах, о своём народе, который вот-вот, ещё чуть, совсем немного - заживёт лучше. Он грозит пальцем разным «шведам», предупреждает о красных линиях, предостерегает, режет ленточки и чего-то там открывает, какие-то скважины, заводы и прочее и прочее. Иногда приказывает «мочить» кое-кого из массовки, играющих роль бармолеев, демонстрируя решительность и силу. Но лично мне с каждым днём эта игра всё больше кажется фальшивой и вымученной. Двадцать лет на сцене измочалит самого профессионального актёра. И выражение лица уже не то, и правильных слов не хватает (все уже использованы не раз), а новых нет. Как говорил Станиславский: « Не верю».
Может быть наш актёр устал? Весьма вероятно. Несколько притомились от спектакля и наши актёры второго плана: сенаторы, думские сидельцы, провластные журналисты, пропагандисты, толкующие и объясняющие массовке деяния предстоятеля и апостолов. Устал? Ещё бы. Попробуйте не сходить со сцены столько лет, произнося похожие монологи. О торжестве демократии в стране, о национальной идее, о задачах по повышению уровня жизни, о проектах и программах развития экономики, которая никак не разовьётся, чтобы обеспечить тот самый уровень, хотя степень жадности и градус достатка жизни особ приближенных к наместнику зашкаливает.
Но свита продолжает играть короля, а положение обязывает продолжать спектакль, иначе главреж театра найдёт другого актёра, которому можно будет позволить осуществить новые повороты сложного сюжета.
ПОЗВОЛИТЬ — ключевое слово для критического осмысления пьесы, в которой главной сюжетной нитью намечается противостояние двух сверх супер пупер держав — Китая и США.
После развала СССР, суверенизации его составных частей, приватизационного грабежа 90-х годов, создания компрадорской клептократической системы власти, Ельцину было позволено (с подачи агентов влияния, контролируемых США) крикнуть на роль избавителя от бед известную нам личность, которой позволили вернуть контроль государства над частью военно-промышленного комплекса и некоторыми сферами экономики, касающихся нефте и газодобычи. Цель была простой — создать на северных границах Поднебесной угрозу и силу, на которые Китай должен реагировать и отвлекать определённые ресурсы. Было позволено произнести мюнхенскую речь, чтобы дать понять упрямо развивающемуся Евросоюзу, что на каждый винт всегда найдётся своя гайка. Европе подбросили с трёх направлений сразу нескольких троянских коней. Британию с последующим Брекситом, окрепшую Россию и Турцию. Однако режиссёрам, привыкшим жар загребать чужими руками, этого показалось мало. То-ли политики Евросоюза туповаты, то-ли доходит до европейских мозгов с третьего раза. Поэтому России было позволено войти в Сирию. С одной стороны для Южной Европы — российская угроза! С другой - не жалко. Сирия не ОАЭ, не Ирак и не Саудовская Аравия. Это там нефти, хоть ложкой ешь. А Сирия... Запасы нефти в Сирии (около 2,5 млрд баррелей) довольно незначительны по сравнению с запасами других стран региона. Например, доказанные запасы нефти в Саудовской Аравии составляют 268 млрд баррелей, что более чем в 100 раз превышает показатели Сирии. Кроме того, сирийская нефть считается нефтью «низкого» качества, поскольку залежи располагаются на глубине 1500-3000 метров. Таким образом, затраты на добычу сирийской нефти составляют 20-25 долларов за баррель, в то время как затраты на добычу в других странах региона в среднем составляют 5 долларов за баррель. Поэтому и позволили. Чего самим напрягаться за копейки? Навязывание демократии Асаду и борьба с ИГИЛ (запрещённая в России террористическая организация) здесь совершенно не причём. Оппозиционные Асаду Сирийские демократические силы, а затем и ИГИЛ вполне себе успешно сотрудничали с режимом, отправляя нефть за определённую долю на переработку на заводы Асада. Но американцы мастера в создании системы сдержек и противовесов. Поэтому в 2019 году было позволено и Эрдогану войти на север Сирии, вытеснив оттуда курдов, обеспечив Европу лишними тремя сотнями тысяч беженцами и заняться вместе с Россией дележом сирийского нефтяного пирога.
Вы можете возразить. Мол у России своей нефти хватает. Да, хватает, но не всем. Помните, что свита играет короля? Так вот. В декабре 2016 года в Москву прибыл министр
нефти и газа Сирии. Были подписаны несколько соглашений с некоторыми российскими компаниями, главная из которых «Евро Полис» принадлежит Евгению Пригожину. Этот человек больше известен под ник неймом «Кремлёвский повар». Принадлежащие ему компании — монополисты на огромном рынке поставок продовольствия для силовых ведомств России. А сама «Евро Полис» больше известна под фирменным брендом - «Частная военная кампания Вагнера», которая и была обязана освобождать территории Сирии, где расположены нефтяные и газовые месторождения. В обмен на 25 процентов от стоимости добытых там углеводородов. За «Евро Полис» последовали другие российские более мелкие игроки на рынке нефти. Так, что России позволили встать на сторону Асада и обзавестись там военными базами, чтобы уравновесить баланс сил на Ближнем Востоке, где ключевую роль пытаются играть всё тот же Иран вместе с Китаем. А заодно позволили поиметь свой небольшой гешефт в виде контрактов на разведку сирийского природного газа и нефти. И террористы здесь — лишь предлог. За тысячу вёрст от границ России. Смешно. Однако!
Что касается распределения ролей в спектакле. У каждого — своё амплуа. Кстати, Эрдоган очень хорошо справляется со своим, продвигая идею Великого Турана. Ему позволили стать крупным региональным игроком в Средиземноморье и страшилкой для Европы. Чтобы не обольщалась. А то и Микрон, и Меркель что-то последнее время распоясались, самостоятельных главных ролей захотели. Эрдогану вместе с Алиевым позволили в пику армянским диаспорам Европы захватить Нагорный Карабах, унизив не только Пашиняна. А нам позволяют «выражать озабоченность и недоумение действиями партнёров». А вы как думали? В партнёров не стреляют, даже если они нам позволили заявить, что любое воздушное или морское судно при пересечении границы России будет уничтожено. На самом деле, это означает, что корабли ВМС США или стран НАТО по-прежнему могут в наглую пересекать наши морские рубежи. Эсминец «Джон Маккейн» тому свидетель. Бравый американский капитан корабля плевать хотел на каких-то туземцев, которым лишь позволено считать себя сахибами.
И тем не менее... Если вернуться к вопросу № 1. Вы считаете режиссёрами американских президентов? Глубоко ошибаетесь. Они такие же актёры первого плана. Главный режиссёр — не личность, а коллективный собирательный образ американской финансово-промышленной элиты. Так сказать, осуществляют общее руководство театром, платя немалые деньги сценаристам из ЦРУ, АНБ и прочих творческих организаций, которые дадут сто очков любому Голливуду. Время Мосфильмов, Одесских и прочих местечковых киностудий прошло. Лубянка отдыхает. Не та квалификация, да и люди не те. Обмельчали. Опрыщавили забугорной собственностью и счетами в зарубежных банках. Но пьеса продолжается. Актёры всё ещё играют, навевая раздражение, скуку и грусть... А вам не скучно? Или есть другие эмоции?