Найти тему
Субъективный путеводитель

Вторая по величине река Европейской части России. Какая она?

Печора - 9-я по расходу воды река России, в Европейской части страны уступающая только Волге. Впрочем, из-за долгой зимы статистика обманчива - летняя Печора существенно крупнее, чем Волга, не говоря уж про Днепр или Дунай. И вот мне предстояло пройти по этой реке несколько сотен километров - из Нарьян-Мара до начала круглогодичных дорог на пароме.

Сначала идём по Печоре вниз, обходя длинный остров, мимо грузового порта, краны которого довлеют над всем нарьян-маровским центром. Порт здесь крошечный, работающий в основном на снабжение города - грузооборот его чуть больше 100 тысяч тонн в год против 22 миллионов тонн у Варандея. Причём не удивлюсь, если автопаромы с фурами привозят в Нарьян-Мар больше грузов, чем сухогрузы и танкеры.

-2

Административное здание порта, по совместительству видимо диспетчерская - может и в 1930-х годов, когда молодой Нарьян-Мар был городом деревянных сталианса и конструктивизма.

-3

Ржавый катер на берегу Качгортинской курьи и сам Качгорт на том её берегу. Вертолёт, замеченный парой кадров выше, буквально прыгнул над городом к аэропорту, и ехавший с нами мужик предположил, что скорее всего это санрейс из заречной Тельвиски - то есть, летающая скорая помощь.

-4

Ни в один из приездов я так и не сподобился заснять водонапорные башни необычной конструкции над нарьян-марским посёлками. Вот хоть напоследок сделал кадр с борта теплохода:

-5

Вот и Лесозавод, с которого начинался город, и краснокирпичные фрагменты корпусов действительно дореволюционные. Ныне тут всякие склады да мастерские, и именно на Лесозаводе мы готовили лодку перед выходом в сторону Вайгача; там мы и провели первые дни в Нарьян-Маре. При Лесозаводе остался небольшой грузовой порт, а вот у берега уже стоит какой-то другой паром, который отправится в пятницу или субботу.

-6

Обогнув остров, или вернее целый архипелаг, тянущийся на 40 километров и разделённый мелководными протоками, выходим на фарватер.

-7

В прямой видимости кранов и многоэтажек - речная жизнь как она есть:

-8

Хотя и тянется за городом целый шлейф деревень и посёлков. Вот например Тельвиска (ударение на первый слог!), большое (700 жителей) и старое (известно с 1579 года) село в 4 километрах от Нарьян-Мара - однако без сухопутной дороги. Она была первым центром Ненецкого национального округа в 1929-32 годах, пока строился Нарьян-Мард (именно так он назывался изначально). Там много старых изб и уделанная в сельский ДК деревянная Богоявленская церковь (1859-62) Тельвисочного самоедского прихода, одной пяти миссионерских баз в огромной тундре. Но с реки видны лишь новостройки да станция телерадиосвязи "Орбита". А держат здешние селяне, как видите, не северных оленей, а лошадей и коров.

-9

На левом берегу (так как шли мы против течению - для нас он был правый) - деревня Макарово, известная с 1679 года как жира - так в этих краях называли промысловые становья. Макарово - редкий случай российской деревни, в ХХ веке разросшейся: сто лет назад тут было 13 дворов, сейчас - несколько сотен жителей.

-10

Рейсового транспорта сюда вроде бы нет, но не удивлюсь, если эти лодки работают как маршрутное такси по заполнению:

-11

Потом и деревни становятся редкими. Печора - очень мощная река, не затерявшаяся бы и в Сибири. По полноводности (4100 кубометров в секунду) она третья или четвёртая в Европе (после Волги и Дуная, и может быть Днепра - по нему сведения противоречивые), но при этом не сказать, чтобы длинная (1809 километров - меньше Яика или Дона). Просто здесь много снегов и болот, поэтому даже на небольшой длине воды в избытке. Надо понимать ещё и то, что северным рекам статистику сильно портит сезонность, и летняя Печора с расходом воды 17 тыс. кубометров в секунду примерно вдвое крупнее зарегулированной плотинами Волги.

-12

Но у Печоры - откровенно унылые берега, низкие и однообразные:

-13

В августе запоминающиеся больше песком, чем обрывами или лесами. А в июнем тут и вовсе не было ничего, кроме торчащих из воды кустов.

-14

На берегах - деревни, довольно многочисленные, но все на одно лицо. Выделяются среди них Оксино со старейшим в НАО домом Сумароковых начала 19 века и Великовисочное, открывающее Респубоику Коми - и я даже видел их, но не заметил никаких принципиальных деталей.

В трёх кадрах - почти всё, что можно увидеть в припечорских деревнях - избы, бараки, котельные, вышки сотовой связи, стада, трактора и лодки. И вид всего этого больше советский, чем старинно-поморский.

Даже лодочная жизнь за Нарьян-Маром практически сходит на нет, лишь изредка кто-то идёт на моторе по делам или тянет из воды скорее всего нелегальную сеть:

-16

Суда на Печоре представлены в основном опять же паромами - только эти не вдоль реки ходят, а поперёк:

-17

А вот у берега лодки - значит, где-то за кустами и деревня. У Печоры, как у Оби, к основному руслу прилагается лабиринт островов и проток, на которых в основном и живут здешние люди.

-18