Найти тему
Библио-лаборатория

"Встреча с медузой". Артур Кларк - классик фантастики

Я уверен, что нет такого любителя фантастики, который хотя бы мельком не слышал об Артуре Кларке. Это тот самый «титан», на плечах которого стоим мы — карлики, то есть современные читатели и даже писатели-фантасты. Поэтому я чувствую себя просто обязанным написать о его творчестве, но, как это ни странно, для первой статьи я выбрал на первый взгляд скромную, не слишком известную повесть «Встреча с медузой». Хотя «не слишком известную» - это еще как сказать: после выхода повесть получила премию «Небьюла» и номинировалась на «Хьюго», а в те времена эти премии за просто так не раздавали.

Почему же я все-таки не взял для разбора, к примеру, знаменитейшие «Космическую одиссею» или «Свидание с Рамой»? Очень просто — во-первых, они свою славу получат и без меня, а во вторых, об этих произведениях пишет каждый первый критик, поэтому позвольте мне быть немножко оригинальнее.

Сюжет повести сначала знакомит на с главным героем, Говардом Фолкеном — капитаном огромного дирижабля «Куин Элизабет», после чего Фолкен… погибает в попытке спасти дирижабль от крушения. Ну, не совсем погибает, как вы уже поняли. После чего он, уже воскрешенный хирургами, участвует в планировании экспедиции на Юпитер. Почему он? Очнь просто - потому что он самый опытный специалист по воздухоплаванию (а экспедиция в атмосферу Юпитера планируется именно с использованием гигантского дирижабля), а кроме того, Фолкен после хирургической «реставрации» гораздо лучше приспособлен к повышенной гравитации и вообще любым неожиданностям, какие только может преподнести газовый гигант. Насколько лучше — Кларк прояснит лишь в самом конце повести, но обойдемся без спойлеров.

-2

Собственно, пересказывать подробно дальнейший сюжет я не стану. Не хочу портить удовольствие тем, кто еще не читал, да и нет в этом смысла. Да, в научном смысле некоторые моменты повести сейчас кажутся наивными, но боже мой, как же здорово, легко и непринужденно Кларк сумел втиснуть в коротенькую повесть сразу несколько событий и сюжетных ходов космического — в прямом и метафорическом смыслах — масштаба! Тут и исследование (не зондами, а прямое, человеком) недоступного до той поры газового гиганта, и неожиданные технические решения будущего, и контакт с совершенно невообразимой жизнью (а возможно, даже разумной), и вопросы киборгизации человека…

Тут сразу хочется задуматься на немного отвлеченную тему: как же здорово писали классики! Стало ведь уже общим местом восхищаться «полетом фантазии», «широтой охвата» и тому подобным, а ведь ларчик просто открывается: хорошие писатели не экономят идеи. Они не припасают каждую пришедшую в голову сколь-нибудь оригинальную мысль, чтобы потом выдавить из нее пять-шесть томов, нет они просто пишут так, как им хочется, встраивая в произведение все, что только способно помочь развитию их замысла. И поэтому в результате от короткой повести получаешь больше удовольствия, чем от опупеи на семь томов...

-3

Кстати, о замыслах и опупеях. Уже заканчивая статью, я наткнулся на информацию о том, что Аластер Рейнольдс и Стивен Бакстер написали свободное продолжение, роман «Хроники медузы». Я однозначно стану его читать, хотя ожидания у меня противоречивые — с одной стороны, я только что разглагольствовал об избыточной эксплуатации идей, а с другой — это же Рейнольдс и Бакстер, ну не могут три плюса (если считать и оригинал) дать в итоге минус!

Фэнтези
6588 интересуются