Найти тему

ТАК ЦАРЬ КРОВАBЫЙ ИЛИ СВЯТОЙ?

Что же там произошло?!

Почему тот день не помешал канонизации Николая II? Ведь и сейчас часто можно увидеть/услышать мнение: «Царь-то кровавый, какой святой?!»

Что же случилось в тот холодный день 9 января 1905 года?
То, что стало началом Первой русской революции: расстрел рабочей демонстрации.
И это действительно, ужасно. Светлая память тем людям


Вы, наверняка, знаете версию советского периода, версию, которая на отлично очерняет царя так, что только человек с каменным сердцем останется равнодушным и не возненавидит императора?!
А если отойти от неё и почитать разные труды. Собрав информацию, пишу то, что было в реальности.

«Кровавое воскресенье»-термин этот придумал английский журналист “Daily Telegraph” Диллон, в 1905-м году.

В Санкт-Петербурге действовало разрешённое властями Собрание русских фабрично-заводских рабочих во главе с Гапоном, священником-политическим деятелем и профсоюзным лидером, оратором и проповедником.
Георгий Гапон родился 5 февраля 1870 года на Украине, в семье священника, сам он окончил духовную академию. Служил священником на 22 линии Васильевского острова.

🗓 3 января участники Собрания возглавляли забастовку на Путиловском заводе. И вот, после того, как администрация отклонила требования забастовщиков, Гапон и его соратники решили привлечь внимание царя к бедам рабочих - вывести рабочих в воскресенье на массовую демонстрацию, прийти к Зимнему дворцу и вручить Николаю II лично обращение с требованиями.

Обращение включало в себя ряд требований по типу: 8-часового рабочего дня, повышение зарплаты, свободу слова, прекращение Русско-японской войны и другие. В поддержку обращения было собрано несколько десятков тысяч подписей.

Гапон планировал вручить обращение царю лично в руки, но понимал, что демонстрация может быть разогнана. НО!
Николай II уехал из столицы! почему?

🗓 6 января, во время Крещенского купания на Неве, на котором по традиции присутствовал император, одно из артиллерийских орудий, предназначенное для учебной стрельбы, произвело залп в направлении царской палатки, оно оказалось заряженным боевым снарядом, который разорвался недалеко от палатки Николая II. Никто не погиб, но был ранен городовой. Расследование показало, что это - несчастный случай, но по городу разошлись слухи о том, что это было покушении на царя. Потому Николай II срочно покинул столицу, выехав в Царское Село.

6 же января гапоновско-эсеровские провокаторы распространяли слух, что Царь сам хочет встретиться со своим народом, что он будет ждать рабочих на Дворцовой площади в 2 часа дня. Рабочие готовились к этому дню как к празднику: готовили лучшую одежду, собирались взять с собой детей. А ведь получается, что рабочие должны были стать массовкой в преступном спектакле

«При обсуждении плана шествия одним из представителей партии, противником шествия, Гапону был задан следующий вопрос: «А вы верите в то, что вы будете приняты, а не расстреляны?» - «Нет, не верю. Я убежден, что нас расстреляют». - «Так зачем же вы это делаете, зачем подвергаете риску, может быть, тысячи жизней?» - «Во-первых, отступать уже нельзя, а во-вторых, за один завтрашний день, благодаря расстрелу, рабочий народ революционизируется так, как другим путем нет возможности это сделать и в десять лет и затратив десятки тысяч жизней».

🗓 8 января, лишь накануне узнав о планируемом событии, вечером совещание властей пришло к единогласному решению: Гапона арестовать, а рабочей толпы до Зимнего дворца не допустить, при этом предполагалось, что рабочие будут остановлены на периферии города, но Гапон, благодаря его связям, арестован не был, а рабочие группы все же прошли до ближайших к Зимнему дворцу пунктов города, к этим группам по дороге присоединилась толпа обывателей из любопытства.

Как остановить шествие многотысячной толпы?
Никакого приказа стрелять в рабочих не было.
Стремясь предотвратить столкновения, власти выпустили объявление, запрещающее шествие 9 января и предупреждающее об опасности. Однако накануне вся пресса, словно по сговору, забастовала, и объявление так и осталось недоступным для большинства жителей столицы.

🗓 8 января в Царское Село прибыл Святополк-Мирский. В докладе Государю он пытался представить ситуацию в Петербурге как не стоящую внимания. После отъезда министра, Государь занёс в дневник:
«Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизона. Рабочие до сих пор вели себя спокойно. Количество их определяется в 120.000 чел. Во главе рабочего союза какой-то священник-социалист Гапон. Мирский приезжал вечером для доклада о принятых мерах».

🗓 Утром 9 января сотни тысяч рабочих двинулись с окраин столицы к Зимнему дворцу. Впереди колонн демонстранты несли иконы и портреты царя. Натолкнувшись на цепи солдат, преграждавшие путь, рабочие стремились пройти дальше. Произошли потасовки между демонстрантами и войсками. Первыми жертвами 9 января стали не рабочие, а чины полиции и армии, по которым эсеровскими боевиками были произведены выстрелы из толпы. В ответ войска, после предупредительных залпов, на которые толпа не обратила внимания, были вынуждены стрелять на поражение. Раненым оказывалась медицинская помощь. Войсками было задержано за вооруженное сопротивление 163 человека.

По данным Департамента полиции, 9 января 1905 было убито 96 человек и до 333 чел. ранено, включая помощника пристава.

Единство народа и монарха было подорвано.

Если бы Государь знал о готовящемся шествии, он смог бы его предотвратить. Но, пребывая в заблуждении, Николай II был обречен стать главной мишенью для обвинений со стороны революционеров, общества и обманутого, так же, как и он, простого народа.


Слухи о «Кровавом воскресении» широко разошлись по стране, вспыхнули забастовки протеста в десятках городов.

🗓 Государь узнал полную информацию о произошедшем в Петербурге только поздно вечером 9 января от приехавшего с докладом того же Святополка-Мирского. Николай II был потрясен, о чем свидетельствует запись в дневнике:
«Тяжелый день! В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных районах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!».

Сразу же после событий 9 января начались отставки тех, кто, по мнению Николая II, несли ответственность за кровавые события.

🗓 19 января Николай II встретился в Александровском дворце с делегацией рабочих, где сказал:
«Знаю, что не легка жизнь рабочего. Многое надо улучшить и упорядочить, но имейте терпение. Мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах - преступно. В попечениях Моих о рабочих людях озабочусь, чтобы все возможное к улучшению быта их было сделано».

В.Н. Коковцов вспоминал, что «Государь очень ласково поговорил почти с каждым из них, задавая им вопросы, откуда кто родом; чем занимался до поступления на завод и каково семейное положение каждого. Угостили всех делегатов чаем и сандвичами».

Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна назначили из собственных средств 50 тыс. руб. для оказания помощи членам семей убитых и раненых 9 января. Эта сумма выплачивалась вплоть до Февральского переворота 1917.

Но все это уже не предотвратило всего того, что случилось позже...

PS:
Уже находясь в эмиграции, Гапон на вопрос сотрудника Охранного отделения П.И. Рачковского «верно ли, что 9 января был план застрелить Государя при выходе его к народу, ответил: “Да, это верно. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился. Я узнал о нём гораздо позднее. Это был не мой план, но Рутенберга. Господь его спас”».