Поразмыслив о том, чем могу поделиться с читателем здесь - и разумно ли делать это вообще - вижу возможным поделиться главами из моей книги, доступной к прочтению и скачиванию тут. На мой взгляд, в виде книги читать книгу удобнее, но если орёл - птица гордая, то да будет так.
Написана она просто и упоминает легкодоступные факты, однако подразумевает в читателе начатки научного мышления, а именно способность делать прогнозы, типа если x(1)=1, x(3)=4, то x(2), со значительной вероятностью, 2. В принципе, школьного образования, если учиться честно, должно быть более чем достаточно, чтобы её понять.
Между тем, как психолог, зная средний процент умалишённых в обществе, могу допустить в комментариях что угодно; но оставляю за собой право пребывать вне полемики, а особенно полемики лишённых ума.
Введение
О Юрии Алексеевиче Гагарине, первом космонавте планеты, уже написано много книг, вероятно, напишут ещё больше — и можно почти наверняка предполагать, что большая часть из них будет смотреть на него с одной, вполне определённой, стороны.
Полёт Гагарина — предмет гордости русского народа и способ воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Так началось ещё когда Юрий Алексеевич находился в космосе; и, скорее всего, продолжится столько, сколько существует Россия, а наверное и дольше.
Прорыв в космос будут вспоминать и когда человечество уже станет единым целым, когда границы географические, что важнее ограниченность умов, перестанут иметь существенное значение.
И всегда вспомнят больше хорошее. Тем паче для этого уже возникнут основания, поскольку все ошибки, приведшие к гибели Гагарина в возрасте тридцати четырёх лет, уже исправят. Все проблемы решат.
Мы пока далеко от светлого будущего, нам их — всё ещё — исправлять и решать. Поэтому данный очерк смотрит на дело с другой стороны.
Предыстория первая, самолёт «Максим Горький»
В том же самом году, в котором Юрий Алексеевич родился, 1934, впервые поднялся в воздух агитсамолёт АНТ-20 «Максим Горький», самый большой сухопутный аэроплан своего времени.
По тем временам машина потрясала воображение — восемь двигателей, пятьдесят тонн, шестьдесят метров. Титан брал на борт почти сто человек, нёс вместо листовок печатавшую их типографию, громкоговорители такие, что агитацию хорошо слышали с поверхности Земли, и так далее.
Для сравнения, обычный отечественный пассажирский самолёт тех лет имел размеры в четыре раза меньшие, нёс в десять раз меньше людей, намного скромнее размещённых, и передвигался медленнее.
Агитировал новый АНТ-20 около года.
Во время показательного, снимавшегося на киноплёнку, вылета, в котором на борту «Горького» находились его строители с семьями — конструктора среди них отсутствовали по чистой случайности — одна из сопровождавших машин, истребитель И-5 под управлением лётчика Николая Павловича Благина, вдруг начала совершать фигуры высшего пилотажа вокруг.
Киноплёнка сохранилась, вот кадр из неё.
При попытке «мёртвой петли» И-5 сорвался в штопор, упал на АНТ-20, пробил его крыло и застрял в нём. «Горький» продолжал лететь, может и сел бы, но разбитый истребитель от вибраций распался, хвост ударил по оперению гиганта, тот потерял управление, и потерпел крушение.
Находившиеся на борту погибли. Советская пресса во всём винила Благина; между тем, похоронили с помпой на Новодевичьем его вместе со всеми остальными погибшими.
Сейчас известно точно, что лётчику, в обход формальностей, без положенной фиксации в полётном листе, приказали совершить подобный пилотаж, с ведома высшего руководства ВВС.
Поскольку руководство страны до того посмотрело зарубежный фильм с похожим, и вслух изъявило желание увидеть что-то этакое в отечественном исполнении.
Известны даже имена приказавших чинами поменьше, которых потом потихоньку наказали по законному суду.
Второй, усовершенствованный, экземпляр машины построили, но он скромно летал как пассажирский. «Максим Горький» оказался первым и последним большим советским агитсамолётом.
Предыстория вторая, истребитель И-180
Когда Гагарину исполнилось четыре года, в 1938, произошёл дебютный вылет истребителя И-180, который пилотировал лётчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов, до того первым на планете совершивший межконтинентальный перелёт через Северный Полюс.
Главной из характеристик новой машины являлась скорость. Новый, двухрядный двигатель воздушного охлаждения — то есть его цилиндры стояли в шахматном порядке, и охлаждались набегавшим потоком воздуха — давал мощность в полтора раза большую, а сечение имел меньшее, чем двигатель предыдущего такого самолёта.
Если тот летал на скорости 445 км/ч, то у И-180, благодаря лучшему двигателю, ожидалось 575.
Новый самолёт требовался очень. В пробной войне за свободу Испании советская техника уже столкнулась в воздухе с последней нацистской, более быстрой, и была ей крепко бита.
И-180 имел предполагавшуюся скорость выше чем у противника, вооружение мощнее чем у него, лучшую манёвренность. Единственное, требовалось успеть выпустить самолёт в нужных количествах до войны настоящей.
Знало об этом высшее военное руководство, постоянно торопившее испытания. Знал и главный лётчик страны, вообще характер имевший геройский, ранее отметившийся, кроме перелёта через Полюс, хулиганским пролётом под мостом. За что, по законам того времени, пилот попал под трибунал, и отделался от сурового наказания только благодаря вмешательству больших чинов.
В этот же раз, в результате их настойчивости, вылет произошёл, при личном запрете лететь на «сыром» верховного руководства страны — с полётным листом, который отказались подписать и генеральный конструктор, и ведущий, и даже военный представитель завода.
Поворотные лопасти винта, по отсутствию готовности автомата шага, сделали выставляемыми вручную либо на максимальную скорость, либо на взлёт. Чтобы избежать перегрева мотора на остальных скоростях, жалюзи, управляемо контролировавшие степень его охлаждения, убрали.
Температура в тот день резко упала до -25С.
Сам вылет прошёл без нареканий, и бравый пилот, очевидно уверившись в новом истребителе, допустил две ошибки — вышел за пределы разрешённой дальности и пошёл на снижение плавнее зафиксированной в полётном листе глиссады, рассчитанной так, чтобы с любой её точки посадка осуществлялась и на планировании.
Эффективность винта на минимальных оборотах оказалась ниже ожидаемой, машина грозила сесть в дома до полосы, и авиатор резко поддал газу.
Новый, «сырой», и потому капризный, кроме того попавший в высокооборотный режим сразу после внерасчётного охлаждения морозом на малом газу, мотор заглох. Самолёт разбился, лётчик погиб — для страны просто в испытаниях, и похоронили его с ещё большей помпой, у Кремлёвской Стены.
Втихую наказали многих, в том числе и делавших всё, чтобы вылет запретить — делавших меньше чем нужно. Правительство выбрало машины с иными двигателями, водяного охлаждения.
Следующий подобный И-180 советский самолёт встал на поток только в разгар войны, в силу отсутствия «водяных», и избытка двигателей воздушного охлаждения, ещё довоенного производства. И создало его другое бюро.