Найти тему
Олеся  Орленко

Закон о глобальной безопасности создаёт пропасть между народом и полицией

24 ноября большинство депутатов Национальной ассамблеи (388 голосов «за», 104 – «против», 66 воздержались) сказали «да» закону о глобальной безопасности.

Текст был одобрен, в том числе статья 24, которая запрещает простым гражданам и журналистам снимать и распространять изображения стражей порядка в момент исполнения ими служебных обязанностей, обещая непокорным штраф до 45 000 евро или год тюремного заключения. «Единственное, что вас интересует, это экономический либерализм, всё остальное для вас вторично, в том числе и фундаментальные свободы человека!» – возмутился Стефан Пё, который полагает, что статья 24 «ничем не поможет полицейским», зато «станет очень эффективным средством для ещё большего ограничения свободы слова и свободы прессы».

Голосование проходило в накалённой атмосфере: накануне, в понедельник, на площади Республики в Париже произошёл серьёзный инцидент, в ходе которого полиция проявила грубость и пренебрежение к народу, попытавшись запугать мигрантов, журналистов, простых людей и представителей власти. «Вся информация об этих событиях, которой мы владеем, была получена благодаря камерам журналистов и граждан, оказавшихся на площади!» – говорит Стефан Пё. Речь идёт о «шокирующих кадрах», как назвал их сам министр внутренних дел Жеральд Дарманен, по сути признавший, что полезно снимать полицейских, если они ведут себя подобным образом.

Однако попытка группы социалистов «вразумить правительство», «обратившись к нему с просьбой отозвать» законопроект, не увенчалась успехом. Даже многие депутаты от движения «Вперёд, Республика!» колебались между тем, воздержаться ли при голосовании или проголосовать против. «Мы уверенно движемся к авторитарному государству», – предостерегает Натали Сарль. Каролин Жанвье полагает, что новый закон «приравнивает намерение к уже совершённому уголовному правонарушению», а это путь «либо к самоцензуре, либо к произвольной трактовке» действий.

Дело в том, что закон запрещает распространять изображения, на которых можно идентифицировать полицейских, в том случае, если распространение произведено с целью в дальнейшем нанести «ущерб» их «физическому или психическому благополучию». «Конечно, когда полицейский понимает, что вот-вот будет совершено преступление, он может и должен вмешаться, чтобы его предотвратить», – подчеркнул Жан-Люк Меланшон. Но, по его мнению, теперь «любой полицейский может вмешаться в любой момент, чтобы помешать съёмке». Например, так могло бы случиться в понедельник вечером на площади Республики.

Теперь текст законопроекта будет передан на обсуждение в Сенат, где большинство составляют республиканцы, считающие его «неприемлемым и неконституционным». Во вторник премьер-министр Жан Кастекс уже сделал упреждающий шаг, обратившись в Конституционный совет для рассмотрения положений статьи 24 на предмет соответствия Конституции.