Здравствуйте, друзья! С вами Татьяна. Я филолог. Люблю поговорить о хороших книгах и их авторах.
Вот такой небольшой рассказ про школьные будни как-то сам собой сочинился...
Прозвенел звонок на урок. Елена Сергеевна раздала тетради с сочинениями. Вера Кукушкина мрачно разглядывала исправления и пометки красной пастой на полях. Молчала, молчала... и вдруг сказала:
- А я у Пушкина ошибки нашла!
Петька Свистулькин рассмеялся:
- У Пушкина? Ошибки?! Да ладно! Ты бы у себя хоть раз нашла!
- Нет, нашла! Нашла! Вот смотрите. - И Вера принялась листать" Евгения Онегина". - Вот! "Бывало, он ещё в постеле, ему записочки несут..." В постелЕ! А нужно И писать. Потому что постель - третье склонение!
Азик Мамедов ткнул пальцем в низ страницы:
- Вера, тут сноска. "В 19 веке принято было говорить не "постель", а "постеля"! 1-е склонение. Значит, нет ошибки у Пушкина. Я тут тоже кое-что заметил, тоже про Онегина. Где это? - Он полистал книгу и прочёл: "Затем что равно он зевал средь модных и старинных зал." Зал, понимаешь? Не залов! Потому что раньше говорили "зала". В словарях и сейчас есть эта форма женского рода, но она считается устаревшей. Понятно?
- Как же не понятно! Понятно! Опять отмазался Пушкин! - Свистулькин укоризненно покосился на портрет поэта.
- Ребята, - вступила в разговор Елена Сергеевна, - в произведениях Александра Сергеевича действительно встречаются формы слов и обороты речи, которые воспринимаются нами как грамматическая ошибка. Вот, например, про Татьяну. "Она ласкаться не умела к отцу, ни к матери своей..." Кто здесь видит ошибку? Азик, помолчи пока! Ну? Правильно, Вера! Не хватает ещё одной частицы "ни".
-Ну я только что хотел это сказать, Елена Сергеевна! - с досадой хлопнул себя по коленке Петька.
- Жаль, что не сказал! Так вот. Повторяющийся союз "ни-ни" должен соединять однородные члены. А с одной "ни" кажется несуразно. Но не забывайте, ребята, что в 19 веке грамматические нормы языка ещё не были сложившимися.
- Вот так всегда! Как писателю, так можно с ошибкой писать. Куча отмазок найдётся. А нам чуть что всё красной пастой подчёркиваете!
- Да нет же! - запротестовала Елена Сергеевна. Пушкин был очень грамотным. В Лицее прекрасно учился именно по русской словесности. Они там по 8-9 часов в день занимались. - И она посмотрела на портрет с уважением. А Петька - с сочувствием.
- Ладно! - Свистулькин вдруг решительно рассёк рукой воздух. - Я вот тоже у Пушкина... найду...! Посмотрим, что скажете тогда!
- Если найдёшь что-нибудь интересное, поставлю пятёрку! - расщедрилась Елена Сергеевна.
На следующий день торжествующий Свистулькин вошёл в класс и сказал: - Нашёл!
- Что нашёл? Ошибку у Пушкина?
-Нет, кое-что получше. Слушайте вы все, что писал великий русский поэт про ошибки! - И, благодарно глядя на портрет, с чувством продекламировал:
"Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю!"
Вот так-то. Где моя пятёрочка?
И ему показалось, что Пушкин весело подмигнул ему!
Понравился рассказ?
Ставьте лайки!
Подписывайтесь на мой канал!