Найти в Дзене
Научная экономика

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В статье проанализирован процесс инфляции 2013-2014 гг., темп роста цен на продукцию в условиях кризиса, дана оценка экономическому развитию страны и предложены меры по оздоровлению инвестиционного климата. Анализ структуры экономического потенциала Российской Федерации, проблемы привлечения иностранных инвестиций являются актуальными темами для детального рассмотрения.
The article analyzes the

В статье проанализирован процесс инфляции 2013-2014 гг., темп роста цен на продукцию в условиях кризиса, дана оценка экономическому развитию страны и предложены меры по оздоровлению инвестиционного климата. Анализ структуры экономического потенциала Российской Федерации, проблемы привлечения иностранных инвестиций являются актуальными темами для детального рассмотрения.

The article analyzes the inflation process of 2013-2014, the rate of growth of prices for products in a crisis, assesses the economic development of the country, and proposes measures to improve the investment climate. Analysis of the structure of the economic potential of the Russian Federation and the problems of attracting foreign investment are relevant topics for detailed consideration.

Ключевые слова: инвестиции, инфляция, иностранные инвестиции инвестиционный климат, зарубежные инвесторы, привлечение иностранных инвестиций

Keywords: investment, inflation, foreign investment, investment climate, foreign investors, attracting foreign investment

Преобладающая позиция как на рынках готовой продукции, так и на товарно-сырьевых, не обеспечивает полный контроль над мировыми финансовыми рынками, которые и обуславливают инвестиционные климат, влияя на темпы развития страны [1].

Одной из наиболее существенных проблем является слабо контролируемый рост инфляции, который возникает, по мнению экспертов, из-за развивающегося монополизма, увеличения расходов из государственного бюджета, увеличения цен на товары в мировом масштабе.

Например, по итогам 2013 г. Росстат сообщил о росте инфляции с 6,4% до 6,7% в начале 2014 г., что было обусловлено эффектом низкой базы. В начале 2012 г. из-за предстоящих президентских выборов Правительство заморозило цены на бензин и тарифы естественных монополий, что поспособствовало росту потребительских цен на 4.5%. К концу 2014 г. инфляция поднялась до 8%, увеличив стоимость импортных товаров и услуг, крупные торговые сети стали злоупотреблять монопольным положением завышая цены на реализуемые товары, причем вне зависимости от места их производства. Также прибавила в цене продукция отечественного производства, которая изготавливается с импортными элементами (деталями, узлами, ПО и т.п.). Следовательно, сырье, иностранные кредиты, импортные товары и услуги оказывают огромное влияние на экономику страны, а наука и инвестиционная/потребительская продукция отечественного производства остается в тени.

Анализ роста цен на продукты поможет дать более четкое представление об экономическом положении страны. До конца текущего года продукты по-дорожают на 3-3,5%, заметнее всего это отразится на мясе птицы, яйцах и сахаре, что связано с сезонным фактором. Молочная продукция добавит в цене около 10%, причина – введение электронной ветеринарной сертификации с 1 ноября 2019 г. По мнению экспертов АКОРТ, распространенные торговые сети не будут значительно повышать цены на товары. В ассоциации добавили, что увеличение цен на продукты питания не превысит уровень инфляции (1,7% за первые 8 месяцев). В июле в Росстате назвали наиболее подорожавшие товары по итогам прошлого года. По данным ведомства, в 2018 г. цены на пшено и капусту поднялись на 73,6% и 72,8% соответственно. По итогам прошлого года общий уровень инфляции составил 4,3% – таким образом, темпы роста цен на упомянутые продукты превысили годовую инфляцию в 17 раз [2].

Это наблюдается при том, что Правительство заморозило тарифы для предприятий промышленности, ограничило темп роста общим темпом роста потребительских цен. Итог – раскручивание инфляции и провал прогноза Минэкономики.

Уровень монетизации по итогам 2018 г. составил 43,22%. Анализируя показатели прошлых лет, можно наблюдать достаточно слабый рост коэффициента монетизации. Как показывает мировая практика, страны с КМЭ ниже 100% не показывали экономических рывков, значит, в ближайшем будущем не стоит ожидать позитивные изменения в российской экономике. Следовательно, борьба ЦБ РФ с немонетарной инфляцией монетарными методами (уменьшение краткосрочного рефинансирования банков, повышение процентных ставок, фиксация темпов роста денежной базы и массы) обострит денежный голод, инвестиционный кризис, спровоцирует увеличение стоимости кредитных ресурсов и спад экономики.В свою очередь, иностранные инвесторы надеются на увеличение потребительского спроса и, как следствие, ускорение экономического роста. По версии Bloomberg, инвесторы пересматривают прогноз на 2019 г., ожидая поэтапную отмену санкций США, снижение процентной ставки и роста цен на сырье.

Для любой страны правовое регулирование инвестиционной деятельности является залогом успешного экономического развития. У государства есть несколько инструментов регулирования менеджмента инвестиционных процессов, такие как разработка, пропагандирование новых (актуальных) реформ, проектов, развитие аналитико-информационной базы, повышение привлекательности делового климата внутри страны. Наиболее важными являются формирование благоприятной атмосферы для инвестирования и участие государства в реализации проектов [3].

Стимулирующими условиями является модернизация налогообложения, создание специальных налоговых режимов, развитие лизинга, льготных условий использования природных ресурсов, внедрение системы регулярной переоценки основных фондов предприятий.

Государство готово поддерживать инвестиционную деятельность, если цели проекта совпадают с интересами государства в сфере развития отраслей и предприятий, в частности усовершенствование деятельности экономических субъектов (переоснащение, приобретение оборудования, недвижимости, реставрация).

Большинство стран упростили процедуру инвестиций, создали систему поощрений, заключающуюся в предоставлении льгот, продвижении. Важную роль для инвестиций играет политика, а именно распространение информации инвесторов, аналитика и предсказывание политической обстановки, увеличение эффективности административных процедур [4].

Для оздоровления инвестиционного климата страны, предлагается ряд мер и изменений в инвестиционных технологиях.

1. Необходимо внедрить единые стандарты залоговых механизмов, бухгалтерской документации, представления проектов регионов, предприятий;

2. Создать интегрированную инвестиционную инфраструктуру обслуживания инвестиций;

3. Постоянно контролировать ресурсы инвестора;

4. Проводить экспертизу инвестиционных проектов;

5. Разработать, утвердить и финансировать проекты, осуществляемые в РФ с иностранными государствами;

6. Оградить российские организации от устаревших, материало- и энергоемких технологий, оборудования, материалов.

7. Предоставить концессии российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

8. Гарантийное обязательство государства перед всеми участниками вне зависимости от форм собственности, равноправие при осуществлении инвестиционной деятельности, стабильности прав, право обжалования в су-дебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

9. Комплексно обслуживать инвестора, его институт;

10. Организованно сопровождать проекты, обеспечить инвестиционные институты на рынке информации, привлечь аналитиков и экспертов.

11. Формировать привлекательные условия для иностранного капитала, разработать страхование инвестиционных рисков, учет разности валютных ставок национальных валют, долгосрочность предоставления инвестиционных ресурсов, ликвидность залоговых активов и предоставляемых гарантий.

12. Информационным моделированием развивать и совершенствовать инвестиционные инструменты

Российская экономика является открытой, но в то же время не имеет сильной позиции на мировом рынке. К тому же наблюдается зависимость от мировых цен на энергетические ресурсы, поскольку они являются основным предметом экспорта. Осуществление предложенных мер однозначно повысит интерес у иностранных инвесторов и благоприятно отразится на экономике страны в целом.

Источники:

1. Мирзагалямова З.Н. Воспроизводственный аспект инновационной экономики // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. – 2013. – № 4. – C. 302-307 (Mirzagalyamova Z.N. The reproductive aspect of the innovation economy // Bulletin of KSTU named after A.N. Tupolev. – 2013. – No. 4. – P. 302-307)

2. Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бель-чук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №5. – С.32-33 (Belchuk A.I. The status of Russia as a country with a market economy / A.I. Belchuk // ForeignEconomic Bulletin. – 2013. – No. 5. – P.32-33)

3. Хасанова А.Ш., Мирзагалямова З.Н., Фатыхова Л.И. Ориентиры эффективно-го развития России // Вестник экономики, права и социологии. – 2016. – №4 (октябрь, ноябрь, декабрь). – С.107-112 (Khasanova A.Sh., Mirzagalyamova Z.N., Fatykhova L.I. Guidelines for the effective development of Russia // Bulletin of Economics, Law and Sociology. – 2016. – No.4 (October, November, December). – P.107-112)

4. Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №4. – С.3-4 (Obolensky V.P. Evaluation of the competitiveness of the Russian economy / V.P. Obolensky // Foreign Economic Bulletin. – 2013. – No. 4. – P.3-4)