Исторические примеры отражают мудрость управления страной.
Император Тайцзун династии Тан (618-907 гг.) однажды спросил своего историка Чу Суйляна, который тщательно записывал слова и поступки Тайцзуна, записывает ли он также то, что император говорил или делал нехорошо.
«Я не осмелился бы не записать их», — ответил Чу.
Канцлер Лю Цзи добавил: «Даже если Суйлян не запишет их, это сделают другие».
Император Тайцзун ответил: «Верно».
Этот обмен мнениями был включён в «Цзы чжи тун цзянь», монументальную книгу по истории, изданную во времена династии Северная Сун (960-1127 гг.), в которой представлена мудрость управления страной через моральные уроки предыдущих династий.
Название 294-й главы летописи «Всеобъемлющее зеркало для помощи в управлении» говорит о практическом использовании книги — «Служить зеркалом, отражающим как хорошее, так и плохое из прошлого, чтобы помочь будущим правителям избежать повторения ошибок».
История записана для потомков
Китайцы очень гордятся тем, что сохранили непрерывную летопись исторических событий. Императоры назначали официальных историков для записи крупных событий, таких как сражения, стихийные бедствия, дипломатические и хозяйственные дела. Историки также делали подробные заметки о словах и делах императоров при ведении государственных дел.
Это был труд, в котором акцент делался на истинности исторических событий. Действительно, лояльность историков была продемонстрирована их мужеством давать честные отчёты обо всём, что правители говорили и делали, хорошее это или плохое.
Таким образом, с древних времён китайский народ использовал исторические события, чтобы оценивать настоящее и экстраполировать принципы, применимые к текущим обстоятельствам.
Среди огромного массива исторических трудов Китая «Цзы чжи тун цзянь» является одной из величайших книг по имперской истории страны. Хронологический отчёт охватывает период в 1362 года и включает примерно 16 династий, с 403 года до н. э. до 959 года н. э.
Он был составлен премьер-министром и историком Сыма Гуаном (1019–1086 гг.), который поставил перед собой цель выделять конкретные исторические образы для передачи конфуцианских принципов в надежде, что его собственный монарх и более поздние правители будут управлять страной и людьми с благосклонностью и воздержатся от зла.
У просвещённых правителей будут честные министры
Одним из примеров является комментарий Сыма Гуана к записи в «Цзы чжи тун цзянь» о правлении императора Тайцзуна во времена, когда многие чиновники брали взятки.
Обеспокоенный этим, Тайцзун дал тайное распоряжение проверить некоторых чиновников на честность.
Когда один из них принял взятку в виде рулона шёлка, Тайцзун хотел казнить его, но вмешался министр Пэй Чжу.
«Ваше Величество хитростью заманили этого человека в ловушку», — сказал Пэй.
Тайцзун согласился и похвалил Пэя за его рассудительность и смелость говорить правду.
Сыма Гуан посчитал этот инцидент полезным для правителей, которые должны подавать моральный пример своим подданным.
«Древние говорили, что у просвещённых правителей будут честные министры, — заметил Сыма. — То, что Пэй Цзю был льстецом при Суй (предыдущей династии), но верным министром при Тан, случилось не потому, что его природа изменилась. Это произошло потому, что правитель, который не желает слышать о своих недостатках, может превратить лояльность в лесть, в то время как правитель, довольный откровенными речами, превращает лесть в лояльность. Таким образом, мы знаем, что правитель подобен гномону (столбу для указания высоты солнца или часа дня), а его подданный — тени. Куда движется гномон, туда и тень, она следует за ним».
Сопоставление слов с делами
Сыма Гуан выступал за «сохранение праведного сердца и воспитание нравственности» и сам был образцом для подражания, следуя конфуцианским принципам, таким как верность, сыновнее благочестие, праведность и честность.
Он верил, что честный человек честен в своём сердце, и сам культивировал честность, последовательно сопоставляя свои слова с делами.
Однажды Сыма так описал свой собственный характер:
«Я не особенный, всё, что я делаю, это следую своей совести, и мне нечего скрывать».
Однажды Сыма решил продать свою лошадь. Рассказывая покупателю о ней, он также упомянул, что животное болело в течение лета.
Удивлённый слуга спросил у него:
«Люди обычно стараются скрыть недостатки товара, который хотят продать. Кто же станет рассказывать покупателям о болезни, которая невидима?»
«Деньги гораздо менее важны, чем репутация честного человека, которую мы не можем позволить себе потерять», — ответил Сыма.
Услышав это, слуга устыдился.
Пример Сыма Гуана побудил людей из всех слоёв общества жить по более высоким этическим стандартам.
При обращении к тем, кто совершил проступок, люди говорили:
«Позор! Разве ты не слышал о достопочтенном Сыма Гуане?»
- Больше интересной информации — на сайте Yuanming. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!