Найти в Дзене

Учёба в университете. Второй курс

Приветствую всех. Рассказ об учёбе в университете продолжается. Поведаю о трудностях и перипетиях второго курса.
Второй год обучения однозначно легче первого. Студенты привыкли к университетскому ритму жизни, хотя бы приблизительно поняли расположение кафедр. Преподаватели профильных кафедр оценили знания новоприбывших и построили с ними линию поведения. Ненужных общеобразовательных предметов

Приветствую всех. Рассказ об учёбе в университете продолжается. Поведаю о трудностях и перипетиях второго курса.

Второй год обучения однозначно легче первого. Студенты привыкли к университетскому ритму жизни, хотя бы приблизительно поняли расположение кафедр. Преподаватели профильных кафедр оценили знания новоприбывших и построили с ними линию поведения. Ненужных общеобразовательных предметов стало меньше, если таковые вообще остались. Пошла постепенная заточка под профильное образование. Чтобы вспомнить, что у нас были за предметы, пришлось зайти на нынешний сайт института и посмотреть расписание. Если за прошедшие годы что-то и изменилось, то не сильно. Давайте пройдёмся по изучаемым дисциплинам.

Начнём с «королевы фармации» - ее величества химии. Второй курс университета подарил нам аж три ответвления сей науки: органическую химию, аналитическую химию и физколлоидную химию.

Органическую химию нам преподавал возрастной сотрудник кафедры – Черникова Эвелина Николаевна. Довольно специфический человек, с интересным подходом к студентам. За лекции молчу, там особо не покажешь всякие закидоны. А вот на практических занятиях это можно сделать. Преподаватель вызывал студентов к доске по мере их, так сказать, умственных способностей. Наиболее простой материал доставался наиболее слабым. Не знаешь, получаешь двойку, за тебя отвечает студент посильнее. И так по нарастающей. Володе постоянно везло быть где-то в конце импровизированного списка. Доставались уравнения реакций разного уровня сложности. Не ропщу, ибо был в этом и плюс. К концу изучения органики, я мог интуитивно построить реакции почти любого процесса. Ты просто знаешь, что и куда должно идти. Бывали, конечно, и промашки, но от них никто не застрахован.

С органикой связан один забавный эпизод. На этом предмете я впервые получил ту самую двойку. Эвелина Николаевна была на больничном и её заменяла аспирант кафедры. Тут сложилось все неудачно. Каюсь, тему занятия я профилонил. С кем не бывает. Но сыграла роль и, видимо, какая-то личная неприязнь нового преподавателя. Этот случай, наконец, вывел Володю из категории ботаников и зубрёжников. Коллеги увидели, что я тоже чего-то могу не выучить. Ну а для меня плохая оценка стала волшебным пенделем. Мол, как тебе не стыдно, расслабляться еще рано. В будущем неудовлетворительного балла я уже не получал.

Органическая химия запомнилась еще лабораторными работами. Дело в том, что большая часть соединений, с которыми мы работали или которые получали, имеет запах. Соответственно, на каждом новом занятии мы знакомились с новым ароматом, не всегда приятным. Эвелина Николаевна строго запрещала произносить слово «воняет». Вместо этого использовалась фраза «плохо пахнет». Мы категорически не соглашались с такой формулировкой. Воняет еще как! Даже с включенными вытяжками запах умудрялся распространиться по всей кафедре. Хорошо еще, что народ привычный и не ругается. Разнообразия ради получали и приятные ароматы: яблок или ванилина. Тогда сбегались сотрудники кафедры, расположенной этажом ниже. Думали, что тут булочки пекут или яблочный сок гонят. Увы и ах, это всего лишь химия.

Теперь расскажу об аналитической химии. Тут нам попалась Билык Оксана Викторовна, самый молодой преподаватель кафедры. И самый неопытный, разумеется. Однако, характер у неё тоже был не сладкий. Не знаю почему, но она полагала, что студенты ее недооценивают. Не без этого, но элементарное уважение все-таки присутствовало. Тем более, что человек старался работать на совесть, многие вещи разжевывались до элементарных составляющих. Какие тут могут быть претензии? Наоборот, с преподавателем примерно твоего возраста работать проще, как-никак одно поколение.

Лабораторные работы здесь были попроще, и особыми изысками не отличались. На аналитической химии я научился неплохо титровать, работать с бюретками. Занятие нудное и требующее скрупулёзности. Одна лишняя капля – и опыт нужно переделывать. Здорово помучались мы и с оформлением рабочих журналов. Слава изобретателям корректоров! Иногда им замазывали в 5-6 слоёв. И поверьте, это еще нам повезло. Имелись печатные варианты журналов, где методики были уже внесены. А ведь студентам прошлого приходилось их расписывать вручную! Куда уж тут усваивать материал, когда идёт сплошная писанина.

Следующий предмет, которому я уделю внимание, это патологическая физиология, или попросту патфиз. Нормальная физиология, изучаемая на первом курсе, пролетела мимо нас, как фанера над Парижем. Прежде всего, потому, что мы не понимали, зачем этот предмет вообще нужен. Оказалось, что ради изучения патфиза. Чтобы понимать отклонения в работе организма, надо знать норму. Ничего, по ходу дела наверстали. Мне этот предмет очень нравился. Он стал некими воротами в мир «серьезной» медицины. Мы изучали базовые патологические состояния организма: воспаление, аллергию, тромбообразование (как реакцию на повреждение) и прочее. Впервые познакомились с умными словами «этиология» и «патогенез».

Проводили мы и разные эксперименты, в том числе и над самими собой. Володя стал подопытным кроликом при изучении влияния ультрафиолета на кожу. Берется рука человека в районе запястья. В течение нескольких минут небольшая поверхность кожи подвергается сильному воздействию УФ-лампы. Причем источник света представлял собой как-бы решетку, где чередовались темные и светлые области. Совсем немного времени требовалось, чтобы кожа покраснела, появился зуд. Фактически мы в ускоренном виде получали загар, локальный участок получал небольшой ожог от ультрафиолета. Забавно было потом ходить со «штрих-кодом» на запястье.

Забыл я рассказать о физколлоидной химии. На втором курсе мы прихватили только первую её часть – физическую химию. Абсурдная на первый взгляд фраза (химия какая-то физическая) имеет весьма глубокий смысл. В некоторых моментах физика и химия как науки тесно соприкасаются. Порой, чтобы понять химические процессы, нужно прибегать к физическим формулам. Кавитация, смачивание и смачиваемость, поверхностное натяжение – все эти термины применяются как в физике, так и в химии.

Был и такой предмет как гигиена. Пожалуй, осколок «ненужных» предметов. Мне он запомнился посещением насосной станции Луганска. Там нам показывали, откуда берётся вода в городском водопроводе, как она подготавливается перед подачей потребителю и как транспортируется. Удивительно было узнать, что при хлорировании уже давным-давно не используется хлор в чистом виде. Для этого применяются хлорсодержащие соли вроде гипохлорита натрия. По дезинфицирующему действию он сравним (если не сильнее) с атомарным хлором, а хранить и использовать его в разы проще. Одно дело, баллоны с опасным веществом, и совсем другое – мешки с порошком, похожим на поваренную соль. Кстати, на огромные 30-кубовые ёмкости требуется совсем немного дезинфицирующего средства, считанные килограммы.

Следующий предмет – микробиология. Прошёл мимо меня без следа. Что-то мы там окрашивали метиленовым синим, вроде. С того же курса остались знания про грамм-положительные и грамм-отрицательные микроорганизмы. Прикольно было сдавать экзамен по этому предмету. Практически все были «ряженными», то есть заплатили за сдачу. Как же весело было играть в видимость знаний! Зато никаких нервов и переживаний. Лишний раз тогда убедился, что некоторые проблемы решаются проще при наличии финансового ресурса.

Крайним предметом, о котором я расскажу, станет медицинская ботаника. Опять-таки, смысла в этой дисциплине я особо не видел, ибо курсом позже была фармакогнозия, где изучалось ровно то же самое. Поэтому ботаника запомнилась двумя выездами на летнюю практику. Первый раз мы были в Донецком ботаническом саду. С подробной экскурсией, все как полагается. Невероятно интересно было путешествовать на старом потрепанном ЛАЗе. Расстояние в 200 километров он преодолевал с огромным трудом. Кто хоть раз ездил на этом автобусе, тот понимает, что для междугородних перевозок он не приспособлен. Сидения жесткие, мягкости хода никакой. А тут еще перегруз со стороны студентов. Экстрим чистой воды. Думал, мы встанем где-то на полпути.

Второй выезд был в ландшафтный парк Юницкого. Расположен он в Беловодском районе, как раз в направлении моей родной Станицы. Очень красивое место! Участок нетронутой первозданной степи. До самого горизонта стелется ковыль, распустив по ветру белые космы. Между ним проклевываются луковичные растения. В небе расправил крылья орёл, в траве копошатся грызуны и мелкие птицы. Там меня укусил овод. Пренеприятнейшее явление. Укус постоянно чешется и кровоточит, очень долго не заживает. Я понимаю теперь лошадей и коров, которые иногда сходят с ума от укусов овода.

На фото - коридор кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии.

-2