Урал, гор. Свердловск, ул.Вайнера дом 9а, 8й подъезд, кв 145
2 апреля 1942 года четверг
Проснулся в 6:00. Похлебал суп и выпил кофе, с хлебом съел немного сала, которое мама вчера принесла из столовой. Трамвай ждал, до Толмачёва ехал на подножке. На УЗТМ приехал в 7:25, работы не было до 10:00. Сделал три казенника: 2581-1; 2628-2; 2465-2. Когда Сергей пошёл домой, то сказал, что выйдет с 12:00 и велел поднажать. Задирало зенкер. Сергей пришел в 12:00. В столовой ел щи из капусты и котлету мясную без гарнира, обед плохой, нисколько не наелся, вырезали 50 г мяса на 1 руб 40 коп. После обеда немного подремал за ящиком. Дал подписать наряд Галактионову. Домой пошёл в четвёртом часу, долго ждал трамвай. На улице тепло, снег тает. Домой приехал в 16:30. Володя спал, мама ещё не пришла с работы. Вывернул из дверей замок и смазал его. Мама пришла в 17:00, из столовой принесла щи и пирожок. За окном давно уже лежит немного мороженной капусты и мама её искрошила в суп, чтобы был погуще. Пообедали все вместе. Второй пропуск сегодня мама не получила, наверное получит завтра. После обеда мама ходила за хлебом и долго простояла, пришла и ругала нас с Володей, что не могли сходить. Лёг спать в 21:00 и мама тоже, разговаривали. Мама рассказывала мне про своё детство, про рудники. Часов в десять пришла девушка из маминого учреждения, она носит иногда нам молоко по 20 руб за литр. Мама просидела с ней часов до 23:00. Я уснул быстро и не слышал как мама пришла с кухни.
3 апреля 1942 года пятница
Проснулся в 6:00. По радио передавали прогресс войск Ленинградского и Калининского фронтов. Похлебал вчерашнего супа и выпил кофе с молоком. На улице утром было холодно, идёт небольшой снежок. На трамвай сел в 6:45, на УЗТМ приехал в 7:25. Станки все кроме нескольких фрезерных, которые делают казенники для ЗИС-5 и долбежных станков, стоят. Шлялся по цеху. Хотел было просверлить отверстия под резьбу у казенника, не просверлили на сверлильном, с Конкиным возились и ничего не получилось, сломали только сверло. Просверлил Мишка. В 12:00 ходил в столовую и ел суп с ячневой крупой и мясную котлету с кашей ячневой (50 г мяса и 40 г крупы) на 1 руб 25 коп. Хлеба было мало, мама отрезала утром как раз, да я съел два кусочка до обеда. После обеда немного вздремнул за ящиком, проспал до 3:00. Спрашивал у Конкина насчёт отгула, он сказал чтобы я спросил у Галактионова. Галактионов разрешил, дали отгулы на четвертое и пятое, а в понедельник во вторую смену. Домой пошёл в 15:45. Домой приехал около 17:00, Володя спал, мама ещё не пришла с работы. На улице тает, но чтобы сказать что тепло - нельзя. Промочил ноги, у ботинок подошва износилась. Пошёл за хлебом, везде большие очереди, простоял часов до 18:00, пришёл домой, мама уже пришла и готовила обед. Сегодня она оформила пропуск в столовую, но получить не смогла. В перерыв мама сходила в столовую и покушала. Домой нести было ничего. Сварила похлебку с картошкой, это всё ещё та, которую Володя привез от бабушки, и заправила маслом. Покушали вместе. Володя успел сходить в парикмахерскую. Когда Володя пошёл на работу на него нашло что-то, видите ли ему неудобно обедать в столовой деревянной ложкой, и что-то ещё с хлебом. Ушёл на работу, хлеб не взял и ложку тоже. Я после обеда вымыл голову. Мама шила на машинке. Мама рассказывала мне, что будто в Тагиле убивают людей за хлебные карточки, ей рассказывал Бобров. Часов в восемь вечера мама ходила в магазин закрытый и получила 400 г сыра, вместо масла. Лёг спать в 22:00.
4 апреля 1942 года суббота
Проснулся как всегда в 6:00 и больше уже не мог уснуть. Читал вчерашнюю газету. Володя пришёл в девятом часу, лицо всё измазано, рубашка тоже вся испачкана. Мама уже ушла на работу. Попили с Володей кофе с молоком, сыр с хлебом и я похлебал вчерашнего супа. Володя стал убирать посуду, а я пошёл в парикмахерскую. Просидел с час, много народа, теперь подстригаться неизвестно когда пойду. Володя рассказывал, что сегодня он работал на сверлильном станке, выписали норму. Когда пришёл из парикмахерской начал было делать ящик, но потом бросил, потому что теперь всё делать неохота. Володя спит. В столовой в шкафу наткнулся на масло и весь день к нему прикладывался. Купил хлеба, на улице тепло, чуть тает снег, солнышка нет. Решил заняться вырезкой от советского информбюро, вырезал и клеил. Читал старые журналы. В комнате холодно, замёрз. Мама пришла в шестом часу и принесла из столовой суп лапшу и биточки из манной каши. Володя пошёл за дровами, но дров нет, пришёл и расстроился. Не стал обедать. Мама говорит: "садись обедать", а он начал стирать платок и довёл меня до того, что я ударил его так, что всё лицо разукрасил. Всё-таки потом сел обедать. Мама сама пошла за дровами и принесла. После обеда мама шила на кухне, а я читал "В тылу врага". Посидели на кухне часов до 22:00, пришла соседка Вера Николаевна и разговаривали. Вера Николаевна купила 500 г зерен кофе. Лёг спать в одиннадцатом часу, послушал немного радио.
Соседи наши приехали с Украины. Жили в Киеве, муж Веры Николаевны был уполномоченным НКВД по какому-то району, сейчас он в действующей армии начальником особого отдела дивизии. Жили они у себя хорошо, всё время получали всё в закрытом магазине, имели домработницу. Мать её, Матрёна Ивановна, жила в Ворошиловграде имела свой домишко, огород и фруктовый сад. Сейчас там остались квартиранты, которые жили до войны. Вера Николаевна, как начали эвакуироваться, поехала к бабушке и забрала её с собой. Путешествовали они около 8 месяцев. Были и под бомбежкой и обстрелами, насмотрелись всего. На Урал они приехали к брату, жили там до тех пор пока не переехали к нам. У брата никак не могли ужиться с его женой, вечно ругались. Вера Николаевна рассказывала, что жрут в три горла, получают в закрытом, дают там без карточек, хлеба дома говорит горы, да еще запасы муки. Вот живут люди и нужды не знают. Вера Николаевна получает деньги за мужа 800руб и хватает, они с бабушкой да Борис с Реной. Сегодня она например купила почти булку хлеба за 40 руб. Сейчас они прикреплены к хорошему закрытому и к столовой, дали им четыре пропуска. Едят здорово. Теперь она целыми днями хлещется по очередям, больше делать нечего, а старуха весь день дома возится, готовит обед, моет пол, шьёт. Собираются все к себе на Украину, только как разрешат ехать сразу поедут, а то типа у нас здесь на Урале долго не проживёшь. Ничего мы люди привычные, как-нибудь проживём это время.
5 апреля 1942 года воскресенье
Проснулся в 7:00, почитал книжку пока не пришел Володя с работы. В девятом часу стали кушать, мама пожарила немного картошки, Володя принёс из столовой 200г корейки и съели её по кусочку, а остальную в суп. После еды Володя лёг спать, мама стала стирать, а я читал. Соседка ушла в столовую за обедом. Часа в 3:00 мама пошла за обедом, а я пошёл за хлебом. Очередь небольшая. Мама принесла из столовой молочную лапшу и лапшу отварную. Всё это свалили в кастрюлю и получилась мировая лапша. Поели крепко, лапша густая да и хлебушка навернули. После обеда я читал, мама шила, а потом стала мыть голову. Потом весь вечер провели на кухне вместе, разгадывали викторины, мама и Вера Николаевна рассказывали разные истории. Часов в десять выпили по чашке кофе с молоком, немножко сыра и корейки. Легли спать в одиннадцатом часу. Я лег на кровать а Володя с мамой. Сегодня на улице тепло, снег тает, но солнышка нет.
6 апреля 1942 года понедельник
Сегодня я спал досыта, проснулся в 6:00, сходил в уборную и снова лёг спать. Володя ушел на работу, ему в первую смену. Как они ушли с мамой я не слышал, проснулся их уже нет. В 9:00 подогрел кофе и поел, мама оставила немного сыра и корейки. Попил кофе и снова в постель, почитал. Уснул и спал до 12:00. Прикладывался к маслу и сыру. В 15:00 встал, оделся и сходил за хлебом. На улице тепло, снег тает, но солнца нет. Вчера, когда в шкафу выбирал журналы, обратил внимание на папины сапоги и решил померить, как ты ещё в начале сентября я их мерил с портянками и они не налезали. Надел немного с трудом, чуть жмут, решил, что буду их носить. Сегодня Вера Николаевна ходила на базар и говорит, что всего полно, но купить нет возможности, много народу. Немного поклеил от советского информбюро. Мама пришла в шестом часу и принесла из столовой борщ и лапшу отварную. Обедали вместе, наелся хорошо. После обеда немного посидел и стал собираться на работу. На УЗТМ приехал в 19:30, до цеха шёл не торопясь, очень уж тепло на улице, так бы и посидел на улице. Сегодня не работал, работы нет. С десяти до часу спал за ящиком. В столовой висит объявление, что нужно сдать 200 г жиров из крупяной карточки и обязательно 1-2-3 номе,р а их у меня нет, вырезал для маминого пропуска. Придется взять у Володи, но опять ему надо. Ел в столовой суп крупяной, в нём немного картошки, кета с ячневой кашей (100 г мяса 50 г крупы) на 1 руб 65 коп. В 5:00 пошёл домой, на улице тепло, уже светает. На остановке уже стоял пятый номер. Когда шёл по двору завода подскользнулся и крепко упал. Домой приехал ещё не было шести.
7 апреля 1942 года вторник
Когда пришёл домой, мама с Володей еще спали. Мама встала, поставила чайник. Я стал заполнять дневник. В 7:00 пошёл за хлебом, но в двух магазинах хлеба нет, а в других громадные очереди. В восьмом часу стали шамать, похлебал вчерашнего супа и выпил кофе. Лёг спать в девятом часу, читал. Спал до 12:00, разбудили соседи, постоянно стучат дверями. Тут уже больше и не спал, приходила мама, по пути купила хлеба. Лежал до 17:00, встал и затопил печь. У соседей бабушка заболела. Мама с обедом запоздала, пришла в седьмом часу, принесла суп картофельный с лапшой и колбасу без гарнира. Быстро сварила суп и я пообедал. На трамвай сел на ходу, двойку. Трамваи ходили до вокзала, а там нужно делать пересадку. В проходной был в 19:45. Работы нет. Спал до часу за ящиком. В столовой ел суп крупяной, кету с кашей ( 100 г мяса 40 г крупы) на 1 руб 70 коп. После обеда до 4:00 спал. Домой пошёл в 5:00, трамвай ждал долго, сильно замёрзли ноги.
8 апреля 1942 года среда
Домой приехал около 6:00. Мама и Володя еще спали. Умылся и стал заполнять дневник. Володя получил заборную книжку. На улице выпало немного снега, чуть похолодало. Похлебал вчерашнего супа и выпил чашку кофе. Читал, лёг спать около 8:00 спал до 11:00, больше уснуть не мог. Лежал до 4 часов, прослушал последние известия и пошёл за хлебом. Очереди никакой нет. На улице очень тепло, снег вовсю тает. Мама опять запоздала, пришла минут десять седьмого. Сегодня мама не смогла покушать в перерыв и домой принесла два обеда. Сегодня на обед борщ и 2 белых булочки. Покушали вместе с мамой. Соседка ходила за дровами. На остановку пошёл в 18:40, немного подождал трамвай. На УЗТМ приехал в 19:35, доехал без билета. Работа была с самого начала. Сделал четыре казенника: 2631-1; 2535-1; 2366-2; 2533-1. Получил в кладовой уровень, Сергей позабыл оставить. Зенкер пришлось приваривать, отлетел по старой заварке. Работал тихо, устал и очень хотел спать. В столовой ел суп с ячневой крупой, немного картошки, котлету с кашей (50 г мяса 30 г крупы) на 1 руб 15 коп. После обеда совсем немного подремал. Закончил не было ещё семи. Вычистил станок и поставил казенник. Сдал расчетную книжку. Сашка говорит что будут нас призывать в мае месяце. Работа теперь будет всё время, заготовки всё время подбрасывают. Долго ждал трамвай. На улице прохладно, когда ехал домой ещё не таяло.