Что-то в последнее время на глаза попадаются истории, связанные с церковью. Нашей, православной, не какой-то там заморской. У меня таких историй всяко разно имеется, и сегодня одной из них поделюсь.
Как и многие дети советской эпохи я росла в невоцерковленной семье. Однако одна из моих бабушек, к которой меня часто отправляли на каникулы в Загорск (ныне Сергиев Посад), была очень набожной, каждый день ходила в храм и меня всячески пыталась приобщить к этому мероприятию.
В девятимесячном возрасте меня крестили по высшему разряду - бабушка договорилась с кем надо. Но торжественность момента, по словам очевидцев, я не прочувствовала: при окунании меня в глубокую купель громко смеялась и норовила схватить священнослужителя за бороду. Шум и гам стоял во всем храме: я веселилась от души.
Потом как-то на пасху меня поставили с куличами в первый ряд партера, чтобы батюшка на меня побольше святой водой побрызгал. Как сейчас помню: солнышко светит, птички поют, тепло - одним словом, красота. Мы выходим из храма, а меня ничто не радует. Бабушка суетится рядом:
-Ну как, Ирочка, понравилось? Хорошо тебе было? Благодать?
-Хорошо, хорошо, - недовольно бурчу я в ответ.
-А как батюшка тебя святой водичкой побрызгал, чтоб ты здоровенькая была! Замечательно, ведь? - никак не успокаивалась бабушка.
-Ага, замечательно, до сих пор вся шапка мокрая, - по-взрослому ответила я и бабушка почему-то перестала восторгаться.
Спустя годы я сама пришла в храм, верила, вникала, много читала. Даже исповедовалась несколько раз. А потом появился критический взгляд, наложилось сверху прочитанное и узнанное из другой оперы, и моя пылкость стала потихонечку ослабевать. Правда, осталось искреннее восхищение храмами, как памятниками живописи и архитектуры. Плюс будущая профессия обязывала много знать и изучать, вникать в вопросы древней истории и культуры.
И вот однажды, находясь в походе на Селигере, мы отправились куда-то по озеру. Немного притомились и пристали к берегу. Где, что - сами толком не знаем. Небольшой песчаный пляж, за ним сразу луг и негустой лес. Решили отправиться туда. И, о чудо, - перед нами старенькая сгорбленная церквушка, судя по всему века 16. Я в футболке, завязанной на пузе, в шортах и сандалиях. На коленках синяки и ссадины - где-то ползала. Захожу и остолбеваю: внутри церквушки, на стенах - сохранившиеся фрески, побитые временем, конечно, но разглядеть сюжеты и лики святых можно. Завороженная кручу головой и напрочь забываю про все на свете. Верующие бы сказали, что это Святой Дух на меня сошел.
-Девушка!
Мужской голос вырывает из волшебного мира. Оборачиваюсь: стоит батюшка и пристально смотрит на меня.
-Девушка, вы почему в таком виде в богу пришли?
-Что?!
-Нельзя в храм к богу приходить в таком виде, - назидательно говорит мне служитель церкви.
И что-то мне так грустно и мерзко стало одновременно. Ведь я к богу пришла, а не к тебе. И богу нет разницы, в каком виде к нему пришли. Ведь главное, что пришли - с открытым сердцем, с обнаженной душой. И заодно с обнаженными коленками. Ну и что? Службы нет, прихожан нет - кого я смущаю своим внешним видом - бога, что ли?
-Извините, - только и смогла я из себя выдавить и вышла из церкви. Навсегда...
А поведи себя тогда этот батюшка иначе, может, все и по-другому бы в моей жизни сложилось - предпосылок было немало. Но это уже совсем другая история.
P.S. Понимаю, что люди - это люди, а бог - это бог. Но в христианского бога верить не могу: уж слишком у него радеющие за благое дело помощники на земле. Да и теперь уже неизвестно, что из приписываемого Христу говорил он, а что за него в последующие две тысячи лет.