Найти тему
ADaily

Артемий Троицкий: о бездарной попсе, Моргенштерне и Путине

Оглавление

В интервью Anews музыкальный критик и рок-журналист Артемий Троицкий рассказывает об эмиграции, любимых российских музыкантах, а также объясняет, почему утверждение «рок мертв» - несусветная глупость.

Артемий Троицкий - российский музыкальный критик, искусствовед. Артемий Троицкий одним из первых стал пропагандировать рок-музыку в Советском Союзе. В разное время, уже после распада СССР, был организатором и членом жюри множества концертов и музыкальных фестивалей. В 2000-х благодаря Троицкому в России появились несколько музыкальных лейблов - «Прибой», Zenith, Zakat. Наряду с журналистикой, Артемий Троицкий занимался преподаванием - вел спецкурс «Музыкальная журналистика» на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова. Шесть лет назад Артемий Троицкий переехал с семьей в Эстонию.

Текст представляет собой резюме видеоинтервью Артемия Троицкого. Полная версия видеоинтервью доступна ниже.

Можно ли любить родину и при этом жить за рубежом?

Я считаю, каждый человек волен ехать туда, куда ему заблагорассудится: он может и путешествовать, может уезжать на работу. Почему-то у русских к этому отношение какое-то параноидальное. Скажем, я уже шесть лет живу в Эстонии, путешествую по всему миру, при этом я себя отнюдь не чувствую эмигрантом.  Я не чувствую себя предателем родины, как некоторые обзываются, но я не чувствую себя эмигрантом. Есть такое хорошее английское слово экспат. Это человек, который проживает вне своей родины. Он может там жить, он может там работать, он может быть там на пенсии, получать удовольствие и так далее.

Я не считаю, что пословица «где родился, там и пригодился», имеет какой-то колоссальный смысл. На самом деле, есть пословица, которая более практичная: «рыба ищет, где глубже, а человек - где рыба». Соответственно, как мне кажется, нужно жить, работать и проводить свое время там, где у тебя самые лучшие возможности для самореализации, для воспитания твоих детей, для того, чтобы сохранять здоровье. И все вот эти соображения, что «это моя родина и покидать ее ни в коем случае нельзя» - тут я не могу сказать, что отношусь к подобного рода аргументам как-то резко отрицательно и с возмущением, но я считаю, что это отнюдь не универсальный рецепт.

Конечно же, есть люди, которым абсолютно противопоказано уезжать и жить в других странах. Это люди, которые в силу своих, скажем так, знаний, навыков, психологии и менталитета абсолютно не совместимы с другими странами. Я таких людей знаю, которым довелось родится в России и, скорее всего, умереть им придется тоже там, потому что они себя неуютно чувствуют за пределами своего домашнего ареала. А есть люди, к которым я отношусь, которым, в общем-то, интересно повсюду, которые прекрасно адаптируются к иной ситуации, к иной культуре, которым нетрудно выучить иностранный язык. И этим людям, конвертируемым в глобальное пространство, я бы посоветовал попробовать себя в самых разных краях.

О тоске по России

Естественно, есть у меня на родине и люди, и места, и какие-то еще атмосферные сугубо вещи, которые для меня очень близки. И если бы я по ним скучал, а я по ним скучаю, то я не отказываю себе в том, чтобы на родину заглянуть. Пока не было всей этой пандемии, я ездил в Россию почти каждый месяц. Сейчас, к сожалению, ситуация складывается в этом отношении неблагоприятным образом. С середины марта я ни в Москве, ни в Петербурге не был, но это все-таки форс-мажор, это исключительные неблагоприятные обстоятельства. И как только весь этот мрак схлынет, я снова поеду к себе на родину и буду прекрасно проводить там время.

Я не считаю, что если вы уехали в другую страну, то это что-то вроде перехода Рубикона и сожжения мостов. Нет. Я, кстати, отчасти поэтому со своей семьей - я же уехал не один, а с семьей - отчасти поэтому решил не уезжать в Америку, хотя у меня там были приятные возможности и предложения о работе, но я для себя решил, что Америка - это далековато, и если я в почти 60-летнем возрасте поеду в Америку, то, скорее всего, Россия окажется для меня отрезанным ломтем, потому что расстояние, деньги и все-такое прочее. Поэтому я остановил свой выбор на каких-то предложениях, которые поступали из Европы, в первую очередь - потому, что это рядом с РФ.

Про авторитарный режим и цензуру в России

Я готов вернуться в Россию, но это может произойти, конечно, только при смене нынешнего политического режима.  Я чувствую свою абсолютную категоричную несовместимость с нынешним авторитарным режимом, который царит в России. Мне абсолютно не нравится Владимир Путин и все те «порядочки», которые он в России завел за 20 лет своего царствования. Мне это не нравится по многим причинам, и я думаю, сейчас нет смысла это обсуждать.

Есть и причины чисто практического характера. Я человек, который в неволе не размножается, в неволе не работает. Я ненавижу цензуру, я всегда выступал против нее даже в советское время. Первую половину жизни я прожил в СССР, но и в советское время я не любил, старался обходить цензуру, мне это удавалось. Точно так же я не приемлю цензуру и в современной России. А моя работа связана с телевидением, с радио, с написанием текстов, с журналистикой. Это как раз та сфера современной российской жизни, где цензура сейчас снова встала в полный рост и почти в тех же масштабах, которые были в СССР. Мне это неприятно и в таких условиях мне работать не хочется, а если не хочется работать, то ты и не работаешь, а если ты не работаешь, то жизнь становится скучной.

Нормально ли быть аполитичным в современной России?

Это ненормально. Это тоже самое, что вы сидите в котле с дерьмом и при этом не чувствуете того места, где вы сидите, думаете, что «все нормально и меня это не касается». Нет, это касается каждого. Аполитичность в современной России – это просто трусость, это позорная трусость и попытка самообмана. Естественно, имеется такая штука, которая существовала еще в СССР, и я был одним из адептов этого лайфхака.

Этот лайфхак называется внутренняя миграция. Ты вроде бы живешь в СССР или России, но выстроил свою жизнь таким образом, что ты никак не соприкасаешься с государством. Разумеется, ты выходишь на улицу, видишь, что происходит вокруг, но ты стараешься от этого абстрагироваться. То есть - вышел на улицу, сел в такси или троллейбус, поехал к любимой девушке или любимым друзьям, там тебе поставили новую пластинку, естественно, не советскую, не какого-нибудь Кобзона, а какой-нибудь Pink Floyd или что-нибудь ещё.

И вот живешь ты в таком маленьком мире, в маленькой вселенной, у тебя там есть любимые друзья, любимые подруги, сейшены, квартирники, концерты. И это все, конечно, очень мило, но при этом нужно отдавать себе отчет, что ты живешь в гетто, ты живешь как евреи в оккупированной Варшаве. И это нужно понимать. В общем-то, очень многие люди готовы с этим смириться. Это возможно, но насколько это достойный образ жизни, мне сказать трудно. В СССР нам было в этой внутренней миграции довольно весело, мы не знали лучшей жизни. В нынешней России, я думаю, это намного грустнее, потому что люди могут ездить за границу, могут сравнить, как здесь, как там, и от этого становится довольно горько. И никакими самоублажениями в застенке ты себе полноценной жизни не сделаешь.

Гарантии, что тебя в твоей внутренней миграции никто не побеспокоит, поскольку ты их не беспокоишь, нет. Более того, нет гарантий и для верных путинистов. Мы все прекрасно помним, как при Сталине самых верных сталинистов типа Ежова, кучи прочих нквдшников, советских деятелей, советских министров и так далее ставили прекрасно к стенке. Они при этом кричали, что «произошла чудовищная ошибка! Да здравствует Сталин!». Нет. При тоталитарных, при авторитарных системах никто не застрахован от того, что за тобой в один прекрасный момент придут.

Лучшие российские музыканты по версии Троицкого

Если говорить о российских исполнителях, я считаю, что довольно интересные мы сейчас переживаем годы. Было очень скучно в нулевые, было скучно в первой половине десятых годов, а сейчас ситуация как-то оживилась. Я думаю, спасибо Путину, что стал натравливать власти на свободных художников, и свободные художники стали как-то на это реагировать.

Есть довольно много интересных молодых артистов, но если говорить о каких-то громких именах, то я сразу скажу, что я не любитель рэпа и хип-хопа – это не моя музыка. Я слушаю, естественно, и Noize MС, и Oxxxymiron, и Хаски. Я, кстати, нахожу их интересными. Мой любимец - это Noize MС, Ваня Алексеев, я его поклонник. Тем не менее, это не моя музыка, хотя я очень ценю и уважаю их месседж, гражданскую позицию, но слушать их музыку ради собственного удовольствия я бы, боюсь, не стал.

РЕКЛАМА

Включить звук

Кто мне нравится из прочих музыкантов,  рокового плана. Группа «Порнофильмы» из города Дубна. Такая постпанковская группа, с очень отчаянными текстами, хорошие тексты, хорошая поэзия. Мне очень нравится, в каком-то несколько ином плане, дуэт IC3PEAK, Коля и Настя. У них довольно интересные клипы, с большим интересом слежу за их творчеством. Мне очень нравится, об этой группе я узнал относительно недавно, Lucidvox. Это московская группа.

Разумеется, список будет неполным, если я не упомяну Shortparis из Петербурга. Это шикарная группа, легко узнаваемая и идентифицируемая музыка. Что еще мне нравится в Shortparis, что это шикарнейшая концертная группа и, на мой взгляд, это лучшая концертная группа, что я когда-либо в России наблюдал. Как шоу-бэнд я могу сравнить их разве что со «Звуками Му» Петра Мамонова. Но опять-таки, если в «Звуках Му» был только один гениальный шоумен Петя Мамонов, а остальные ребята были далеко в тени, то в Shortparis все шоумены, все это невероятно динамичное.

Что касается новомодных хайповых исполнителей, например, Моргенштерн... оказывается это парень, а не девушка. Я до сих пор даже не знал, какого пола этот Моргенштерн. Сегодня мне звонили с какого-то музыкального портала и стали спрашивать о том, что я думаю про Моргенштерна. Я сначала так и спросил: это погоняло для мужского пола или женского пола? Мне сказали, что мужского. Теперь я, по крайней мере, хотя бы знаю, что у Моргенштерна, теоретически, есть яйца. Но я не слышал ни одной записи, не видел ни одной картинки, потому что попса меня не интересовала никогда. Ни во времена Кобзона, Лещенко, Ротару, ни теперь, во времена Моргенштерна, Бузовой и кого-то там еще.

Что не так с попсой?

Большинство людей, которые не интересуются попсой, не интересуются ей именно потому, что им это не по кайфу, им это неинтересно. Поскольку я считаюсь экспертом, всю жизнь проработал музыкальным журналистом и критиком, я думаю, что все-таки имею некоторое моральное право намекнуть на то, что это действительно бездарная музыка, которую я, собственно говоря, и музыкой-то не считаю.

Это какой-то звуковой продукт, который вполне может быть написан искусственным интеллектом на основании анализа аналогичных продуктов. Здесь нет никакого проблеска таланта, гения, каких-то искренних человеческих чувств тут нет. И вся эта продукция, будь то Крутой или еще куча неизвестных мне продюсеров, это все, конечно же, полная, безнадежная бездарщина. Слушать это, на мой взгляд, смысла не имеет. Кого-то эти песенки могут трогать, кому-то могут нравится личики этих исполнителей, ради бога, если вам это нравится, то хавайте. Но я это не хаваю с подросткового возраста и нисколько об этом не жалею.

Рок жив?

Естественно, рок жив. Потому что имеется огромное количество музыкантов, которые эту музыку исполняют в самых разных направлениях: от панк-рока и тяжелого металла до всякой там затейливой психоделики, дрим-попа и так далее. А у этих тысяч и десятков тысяч исполнителей имеются миллионы и десятки миллионов слушателей. Естественно, рок жив. Конечно же, золотая эра рока, какие-то пиковые вершины, уже пройдены. В России это были 80-е годы, на Западе - 60-е и 70-е. И отношение к року уже не настолько трепетное и религиозное, скажем, как это было в те времена, но это совершенно нормально.

Эта музыка осталась, это сформировавшиеся жанры, со своими канонами, со своими школами. Рок бы умер, если бы он умер с поколением его слушателей, но мы видим, что мое поколение, поколение тех, кто был рожден в 40-е годы, как The Beatles, как The Rolling Stones, в 50-е, 60-е годы – это поколение уже, естественно, сильно одряхлело, но, тем не менее, появляются все эти новые ребята. Те же «Порнофильмы» и прочие - у них имеются свои слушатели, которым 17-18-20-25 лет, так что эта история продолжается. И я думаю, что теперь она уже никогда не закончится.

Полную версию интервью смотрите ниже.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые публикации!