Рыночная экономика базируется на товарно-денежных отношениях. В качестве товаров выступают не только реальные объекты, но и услуги. Чтобы прибыль постоянно росла, компании-производители и магазины заинтересованы в увеличении объёмов продаж. Для этого ими активно используются технологии маркетинга и реклама. Эти технологии постоянно совершенствуются. Например, сейчас используются такие "трюки" в супермаркетах:
1. Корзина в форме трапеции, которая зрительно уменьшаеколичество набранного товара. Реальный объем можно узнать, лишь выложив весь товар на кассе.
2. Специальное звуковое сопровождение, которое на подсознании влияет на покупателя, мотивируя его складывать в тележку как можно больше товаров и покупать ненужный ему товар.
3. В торговых залах разбрызгиваются специальные ароматизаторы, влияющие на поведение покупателя.
4. Продукты располагаются так, чтобы покупатель сделал как можно больше покупок. Например, продукты первой необходимости располагаются как можно дальше от входа. Пока человек доберётся до хлеба, он может положить в корзину сопутствующие товары, которые покупателю могут быть и не нужны.
5. Акции и скидки. Это отдельная категория обмана покупателей. В реальности, зачастую перед скидкой на товар, его цену намеренно повышают. В результате цена после скидки может даже оказаться выше, чем до неё. Также скидки часто делают на товар, срок годности которого уже истёк или вот-вот истечёт.
6. Упаковка товара. Она играет огромную роль. Здесь используются и цвета, и шрифт, и форма упаковки. Компании привлекают целые исследовательские институты для разработки "правильной" упаковки, которая мотивировала бы человека купить данный товар. Помимо промышленных дизайнеров в разработке упаковки задействованы опытные учёные-психологи.
Это далеко не полный перечень всех уловок и технологий, которыми пользуются производители товаров и услуг. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что реклама и маркетинг - это движущая сила современной, рыночной экономики. И главное в ней не человек, а прибыль. Любыми способами.