В этом году рынок розничной торговли в России получил удар, несравнимый по масштабам с предыдущими кризисами. Пострадали все - торговые центры, непродуктовые магазины всех профилей, общепит, салоны услуг и банки. При этом на коне остались продуктовые ритейлеры. Больше того, лидеры рынка смогли увеличить выручку больше, чем за предыдущие годы, когда их рост уже сдерживался невозможностью дальнейшей экспансии прежними темпами.
Говоря о том, что лидеры рынка выиграли от ажиотажного спроса на продукты, можно вспомнить «Пятерочку» и «Перекресток», «Ленту», «Магнит» и др. Даже немецкая Metro Cash & Carry, буксовавшая все прошлые годы, наконец вышла в плюс.
И только «Ашан», старый добрый «Ашан» продолжил терять покупателей.
За второе полугодие, самый странный и неоднозначный период в истории российского ритейла, французский продуктовый гигант потерял еще 4%. Немного, учитывая то, что торговые центры по всей стране были закрыты в течение двух-трех месяцев. Но, с другой стороны, очень много, учитывая то, что конкуренты «Ашан» за это время выросли на 15-18%.
«Ашан» находится в постоянном поиске новых решений для того, чтобы удержать покупателей, но внутренние проблемы и затягивание с принятием решений продолжает тянуть компанию вниз.
Новая история
Накануне стало известно, что проблемы у «Ашана» с кризисом продолжаются. Новый виток разбирательств с одним из владельцев торгового центра попал в СМИ. Выяснилось, что «Ашан» регулярно задерживает оплату аренды (а это 200 млн рублей в год) за гипермаркет в одном из крупных торговых центров Самары.
В управляющей бизнесом компании «Виктор и Ко» сообщили, что ритейлер производит оплату с большой задержкой и только после судебных разбирательств. Так, за второй квартал «Ашан» задолжал за аренду в ТЦ почти 600 тысяч долларов. Позднее, после выплаты по решению суда, компания не заплатила за третий квартал в срок.
Для «Ашана» сложные натянутые отношения с владельцами торговых центров в России, возможно, являются стандартной практикой. Крупные судебные разбирательства с исками на миллиарды были в той же Самаре. А летом 2019 года более 100 млн рублей задолженности от ритейлера требовал торгово-развлекательный центр «Авиапарк» в Москве. Несмотря на то, что в большинстве случаев ритейлер работает на собственных площадях, он остается сильно зависимым и от аренды, выступая якорем почти в 30 моллах в России.
И старые неприятности
Принципиально ничего не меняется. О проблемах «Ашана» говорят уже несколько лет, но компания не собирается прощаться с российским рынком. Хотя за последние годы была проведена серьезная оптимизация - закрылся ряд гипермаркетов в регионах, в том числе из некоторых крупных городов ритейлер ушел навсегда. В формате «Атак» ритейлер и вовсе закрыл десятки нерентабельных магазинов. А под сокращение попали более 5 тысяч сотрудников компании.
С одной стороны, для «Ашана» это трудная и почти безнадежная ситуация, когда покупатели планомерно уходят из гипермаркетов в магазины у дома. С другой, проблема может крыться где-то внутри. Ведь на других европейских рынках компания наращивает выручку и даже остается прибыльной.