Донна Бенчи. Джиневра де ла Бенчи. Бенчина. Ее лицо на картине юного Леонардо, который выходит из тени мастеров, учителей, Гирландайо, Верроккьо. У ее портрета множество толкований, у ее Судьбы - множество тайн и она, Судьба, достойна не одного романа! Романы эти не написаны, увы.
Джиневра из семьи флорентийских патрициев, меценатов, банкиров, друживших с семьей Медичи. Ее отец был гуманистом и просвещенным собирателем книг, коллекции монет и управляющим банка Медичи.
Просвещенная и образованная, не по летам, маленького роста, с изящными, красивыми белыми руками, искусная рукодельница и вышивальщица, она ценила остроумие в беседе, любила цветы и растения, хорошо в них разбиралась,
Ее любимцем был можжевельник - стойкий, остролистный, колючий, терпкий. Его аромат, по легенде, придавал силы, отгонял злых демонов, был символом целомудрия.
Но ее милое лицо было столь непроницаемо и всегда - столь на грани «нетающего льда», что трудно было понять, чем дорожит юная синьора, и дорожит ли вообще?
Сеньорита де ла Бенчи вышла замуж по приказанию отца, поневоле, в шестнадцать ( неполных семнадцать).
За человека вдвое себя старше и вскоре - овдовела, оставшись бездетной, что странно в те времена, когда выходили замуж и раньше : четырнадцати лет и погибали от неправильно развившейся беременности - в пятнадцать! Но это все - к слову.
Ее супруг почти тотчас - разорился, имущество было заложено, но жить на широкую ногу Джиневре это совсем не мешало. Она не имела недостатка в тайных обожателях, а среди них могли быть и кредиторы. Кто знает?!
Став вдовою де Бенчи, «Бенчиною», прелестная маленькая вышивальщица восхищала собою избранное общество Флоренции и осталась в памяти всех, как возлюбленная некоего венецианца, богатого посланника и торговца Пьетро де Бембо, женатого человека, который столь пылко восхищался непроницаемой Джиневрою ( колким можжевельником), что заказывал неустанно в ее честь сонеты и портреты!
Один из них – самых знаменитых - написан юным Леонардо да Винчи.
Пленительное, затаенное, лукавое изящество известного в деталях теперь портрета, начатого в манере мастерской Верроккьо и продолженного уже посланием, тайною загадкой, символом, в стиле самого Леонардо, заключается в том, что он смог сделать свою модель одновременно пленительной и отталкивающей, то есть живой, земной женщиной, а не придуманной, неосязаемой «Лаурой, мадонной, святой молчальницею Елизаветою» или кем то еще.
На портрете - только Джиневра – Америго Бенчи, и никто более!
Ее лицо почти что - непроницаемо, чело - безукоризненно, без морщин. Глаза византийского разреза полуприкрыты теплым мрамором век.
Руки на портрете вовсе не прорисованы, и это стало предметом дискуссии искусствоведов. Они долго решали была ли повреждена картина или это - тайный замысел художника, его дерзкий поиск нового стиля, что ищет иных, свежих граней, возможностей, движения, прорыва, свободы.
Самое интересное то, что да Винчи - юный и вдохновленный своей моделью сумел угадать ее темперамент, скрытую силу натуры. И только поэтому мог решиться показать в ее лице двойственность: безмятежность и внутреннюю яростность душевного пламени, безразличие и силу.
Мягкие кольца ее волос, впечатление от их естественности, усиливается острыми, четкими зубцами листьев можжевельника и синим небесным фоном за ее спиною, ясным и четким.
В костюме юной флорентийки ничего не сливается с небесным фоном, кроме корсажной шнуровки. Платье ее - терракотового цвета, цвета земли, иногда пылающей, страстной, грозной, от вулканов.
Картина - непривычно квадратного формата, и девушка не изображена мастером в порыве движения, ее лицо прямо перед зрителем, но нам трудно на нем угадать эмоции.
Лицо не красавицы и красавицы одновременно, как все в жизни, подчеркивает двойственность бытия, чувства, добра и зла, безмятежности и силы.
Сама Джиневра ла Бенчи говорила о себе вдохновенными куплетами, терцинами своих стихотворений, но во времени из всех ее творений уцелела лишь строчка: «Я прошу у Вас прощения, но по сути я - горный тигр».
Так оно и было, вероятно. Поэты и поклонники подбирали фиалки, упавшие с ее платья, а она шла по жизни, не замечая никого, смотря сквозь ресницы, и улыбаясь тому, что загадку ее натуры лишь слегка смог приоткрыть посторонним взорам юный Да Винчи. Уже тогда. Но на то он и - гений.
Умерла Джиневра - Америго ла Бенчи в 1651 или 1658 (?) году от туберкулеза. Портрет хранился в ее семье еще долгое время, позже следы его затерялись. Сейчас он, выкупленный из вереницы частных собраний, экспонируется в Национальном Музее искусств в Вашингтоне. Его судьба и судьба героини портрета достойна романа. Но роман так и не написан.
В фильме «Зеркало» А. Тарковский использует портрет Джиневры де ла Бенчи, как некий знаковый, зеркальный символ героини, как подтверждение того, что человеческое, внутреннее, женское, истинное может быть пленительным и безобразным одновременно, проистекать одно из другого, как в волшебном круге. Совсем в стиле эпохи Квадроченто. Или - в стиле Вечности.
___________________
@ Лана Астрикова.