Официальная история Древней Руси наполнена славными именами правителей и знатных военачальников, но откуда инфа? Наморщив лоб и вспомнив курс школьной истории, радостно ответите – Повесть временных лет. Сочинение не однозначное, несколько раз редактированное и вызывающее массу вопросов, один из которых: что же есмь правда и истина. Но начнем по порядку, кто же такие Аскольд и Дир по версии Повести, и существовали ли они в реальности.
Итак, Аскольд и Дир, будучи варягами, состояли на службе у князя Новгорода – Рюрика. Стало скучно им в дружине, и они отпросились, прямо дети малые, в поход на Царьград, дубинками помахать, да силушкой богатырской похвастаться. Но Никоновская летопись намекает: не дети малые они были, а враги Рюрика. Не устроил их неправедный раздел волостей, восстали, и быстренько собрав узелки, рванули вниз по Днепру с боеспособной дружиной на поиски лучшей жизни. Лучшая жизнь засияла во всем своем великолепии, как только Дир с Аскольдом узрели славный град, основанный Кием. Перетерев с аборигенным населением за жизнь, которое слезно жаловалось на дань хазарам и отсутствие правителя, парочка позволила себе остаться на княжении в Киеве. Ушлым предпринимателям, скорее всего, удалось договориться с хазарами, так как никакой глобальной битвы в письменных источниках не зарегистрировано. Да и рыпаться на Хазарский Каганат было себе дороже.
От идеи сходить до Царьграда, Аскольд с Диром не отказались и в 886 году, дата Повести временных лет, византийские источники утверждают – 860-861 годы, подошли к берегам славного града на кораблях в количестве от 200 до 360 штук. Царьград взять не удалось, но окрестности знатно разорили. По легенде, город удалось спасти усердными молитвами царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе святой Богородицы, смоченной в воде, в результате чего разыгралась буря, погубившая корабли. Колдовство, не иначе… В 882 году, Олег, который Вещий, будучи опекуном Игоря Рюриковича, вспомнил о восставших варягах и двинулся на Киев с целью сместить самозванцев. Выманив Аскольда и Дира за пределы городских стен, он хладнокровно убивает их. Аскольд был похоронен на месте своей гибели, на берегу Днепра, а Дира зачем-то утащили на расстояние аж в 3 километраот места убийства.
Однако, один из ранних источников – Новгородская первая летопись младшего извода скромно умалчивает об Аскольде и Дире, как предводителях нападения на Царьград. Упоминаются они как князья, правившие Киевом, с описанием бесславного убийства Олегом. С этого описания и начинаются логические недоразумения – вызвав Аскольда и Дира, Олег утверждает, что вы не князья, ни роду княжеского и не пристало вам править, а заправлять городом буду я. Первый вопрос, каким образом можно было выманить Аскольда и Дира без всякой дружины на беседу. Второй - почему незнакомые «путешественники» не были приглашены в княжеский терем на территорию города. Прямо-таки сказочка о добрых и доверчивых князьях во времена смутные и неспокойные. Значит, имена Аскольда и Дира вписаны были в летописи более поздними редакторами по чьему-то княжескому повелению. В 12 веке Повесть временных лет редактировалась под политические амбиции Святополка Изяславовича, а после его смерти к редакции приступил Владимир Всеволодович Мономах.
Этимология имен Аскольд и Дир говорят о следующем. Дир в переводе с кельтского – знатный, верный сильный. Оскольд (Аскольд) – скала. В общем –то ничего вразумительного. Haskuldr – древнескандинавское имя, могло быть разбито с течением времени на два имени. Это вполне вероятно, так как византийские источники называют лишь одного военачальника, к сожалению, без имени, руководившего нападением. Еще историк Б.А. Рыбаков написал, что личность князя Дира неизвестна и скорее всего, искусственно присоединена к Аскольду, так как грамматическая форма выдает одиночное число, а не двойное, как должно было бы быть при совместных действиях лиц. Поэтому, как бы нам не хотелось, но история возникновения Руси до сих пор остается покрыта пеленой тумана.
Понравилась статья? Тогда поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями!