Найти тему

Часть седьмая (эффективное использование УПК)

Странно, но многие адвокаты до сих пор сетуют на отсутствие в УПК РФ нормы, имевшейся в статье 20 УПК РСФСР о полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Если иному следователю не надо знать весь УПК, то адвокату – необходимо.

В статье 73 настоящего Кодекса помимо прочего, более конкретно, чем в УПК РСФСР указано, что «при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию» и «обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния», и «обстоятельства, смягчающие наказание». Следователь – сторона обвинения, и полагает, что эта часть УПК РФ его не касается. Адвокат же обязан требовать от следствия исполнения данных положений Закона.

В наших целях интерес представляет собирание доказательств, то есть содержание статьи 86 УПК РФ. Но запомните, ничто из означенного в пункте 3 названной статьи в силу положений статьи 75 УПК РФ не является доказательством.

Итак: «п.1. Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом».

Если в статье 17 УПК законодатель наделил следователя и прокурора полномочиями суда по оценке доказательств, то здесь суд наделяется полномочиями обвинителя. Но оставим полномочия суда, как органа обвинения, а не правосудия. Не может пока наш законодатель без нонсенсов, или, если сказать помягче, казусов.

И, как говорит классика, «вернемся к нашим баранам»:

п.3. означенной статьи гласит «Защитник вправе собирать доказательства путем:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии».

Но всё это не есть доказательства. Доказательствами могут они стать после признания их таковыми судом. И здесь адвокат уже должен применительно к каждой ситуации продумывать тактику своих действий, в какой момент и как представить данные, пока ещё не доказательства, суду.

Адвокат должен помнить и о требованиях статьи 75 УПК РФ, для чего внимательно изучать и анализировать все материалы уголовного дела.

В последние годы, как правило, в результате деятельности следствия материалы уголовного дела могут изобиловать недопустимыми доказательствами, каковыми являются «1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

3) иные доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса».

Говорят – предупреждён, значит – вооружён. В суде защитник должен быть готов к разным неожиданностям. В Преображенском суде города Москвы был такой случай. Государственный обвинитель, поставленный защитой перед фактами, заявил ходатайство, которое было удовлетворено судом, о признании недопустимыми ряда протоколов допросов свидетелей, но сами показания в обвинительной речи предъявил как доказательства…