Здесь сидел Солженицын и отбывал ссылку Маленков
О шахтёрском городе Экибастузе знают многие. И не только потому, здесь находятся самый крупный угольный разрез мира «Богатырь», электростанция с самой высокой на земном шаре 420-метровой дымовой трубой, но и потому, что здесь в начале 50-х годов прошлого века отбывал наказание политзаключённый Александр Солженицын, 10 лет находился в ссылке соратник Сталина Георгий Маленков.
Солженицын был знаком с Иваном Денисовичем
Небольшое по площади кладбище, огороженное забором из металлических прутьев, хорошо видно всем проезжающим по дороге, ведущей в сторону разреза «Богатырь». Оно находится всего лишь в нескольких километрах от Экибастуза. Местные говорят, что это не все могилки, оставшиеся от некогда огромного погоста, где покоится прах тысяч погибших или расстрелянных зеков, отбывавших наказание в 50-е годы прошлого века в Степлаге. Большая их часть осталась под многометровым слоем горной породы, которую вывозили сюда при строительстве самого крупного в мире угольного разреза.
Сколько в точности политзаключенных погибло в Экибастузе, неизвестно, так как архив лагеря исчез и до сих пор не найден.
«Самое интересное в том, что здесь могла бы быть и могилка тогда никому неизвестного, а позже ставшего знаменитым писателем, лауреатом Нобелевской премии Александра Солженицына, который был одним из тысяч здешних политзаключённых», – заинтриговал меня своим рассказом один из старожилов Экибастуза.
Он пояснил, что в послевоенные годы страна нуждалась в недорогом топливе. В Экибастузе, буквально на глубине штыка лопаты, были разведаны несметные залежи каменного угля – 11 миллиардов тонн! Как достать это драгоценное богатство из-под земли, когда у тебя нет не только подходящей техники, но и рабочих рук?
Для этого в 1948 году в СССР была создана сеть особых лагерей для политических заключённых. Одним из них стал лагерь в Экибастузе, входивший в состав Степлага. Первые политзаключенные появились здесь в 1949 году, а в начале 50-х сюда перевели и Солженицына. Вместе с ним здесь отбывали наказание также Герой Советского Союза майор Воробьёв, капитан первого ранга Буковский и многие другие участники войны, солдаты и офицеры. «Дармовые руки таких политзаключённых использовали на строительстве первых жилых кварталов и промышленных предприятий рабочего посёлка Экибастуз, ТЭЦ и первого угольного разреза», – рассказал далее мой собеседник.
Он утверждал, что именно здесь, на стройплощадке будущей ТЭЦ, Солженицын познакомился с прототипом героя своей повести «Один день Ивана Денисовича» – Иваном Шуховым. Оба работали каменщиками на возведении корпусов будущей теплоэлектростанции. Вот как описывает один эпизод своей жизни на новом месте Александр Исаевич: «Дней несколько мы считались чернорабочими, но скоро объявились у нас каменщики – мастера, а другие взялись подучиться и так мы стали бригадой каменщиков».
Невозможно даже представить, в каких неимоверно тяжёлых условиях трудились политзаключённые: зимой – лютые морозы, снежные бураны, летом – нестерпимая жара, даже воды и той не было в достатке.
Здание из красного кирпича, которого касались руки того же Ивана Денисовича, а также самого Солженицына, на фоне современных корпусов нынешней теплоцентрали выглядят весьма скромно. Но для многих экибастузцев первая теплоэлектроцентраль является памятником тому непростому времени. «В 1952 году в экибастузском лагере произошла забастовка заключённых, – добавил старожил. – Кстати, о событиях «массовой волынки» Солженицын рассказал, как их участник, в третьем томе «Архипелага ГУЛАГ».
В середине двухтысячных годов в Экибастуз приезжала съёмочная группа ВГТРК во главе с известным тележурналистом Андреем Кондрашовым, чтобы снять видеоряд к одному из документальных фильмов о Солженицыне. К счастью, до сих пор сохранились несколько исторических объектов, к которым имел отношение будущий писатель Солженицын. Их и показали московским гостям. Это - старый корпус первой ТЭЦ, полуразрушенные стены бараков, где сидели заключённые, приземистое здание клуба, куда водили зэков «на политинформацию», и то самое кладбище, где похоронены безвременно умершие сидельцы лагеря.
«Нам товарищ Маленков дал и хлеба и блинков»
Не прошло и пяти лет со дня окончания строительства экибастузской ТЭЦ, которую возводил в том числе и будущий известный писатель Солженицын, как сюда направили в ссылку верного соратника Сталина Георгия Маленкова. За что? Летом 1957 года Маленков предпринял неудачную попытку сместить Хрущёва с поста первого секретаря ЦК КПСС. В результате неудачной попытки смещения Хрущёва Георгий Максимилианович Маленков оказался в ссылке, сначала в Усть-Каменогорске, а затем в Экибастузе.
«Долгие годы мало кто из экибастузцев знал о том, что Георгий Маленков был директором ТЭЦ, – рассказал старожил, – это имя всегда было под запретом. Что правда, то правда. Но не вся. Народ, а тем более, работники ТЭЦ, все-таки знали, что опальный государственный деятель является руководителем станции, знали даже, где он живет. Люди знали также, что во время своего недолгого правления Советским Союзом после смерти Сталина Маленков взял курс на либерализацию: выступил с предложением в два раза снизить сельхозналог, списать недоимки прошлых лет. Эти инициативы были оценены как популизм, но народ их встретил с благодарностью. Даже появилась поговорка: «Нам товарищ Маленков дал и хлеба и блинков».
Семья Георгия Маленкова жила в небольшой двухкомнатной квартире с крохотным балкончиком на самой первой улице Экибастуза – Строительной. По ней в дни праздников проходили демонстрации трудящихся города. Когда колонна двигалась мимо дома, на балкончик выходил, нарушая все указания соответствующих органов, сам Маленков, махал рукой, приветствуя горожан.
«Бывшая работница объединения «Экибастузголь» Екатерина Анфалова как-то по секрету рассказывала мне, что Георгий Максимилианович на самом деле был закрытым человеком, – рассказал далее мой собеседник, – общественные места не посещал, на активах не присутствовал. Его можно было видеть только тогда, когда он в сопровождении каких-то незнакомых людей совершал пешие прогулки от дома через пустырь до лесопитомника. Екатерина Андреевна раскрыла также некоторые семейные тайны, связанные с Георгием Максимилиановичем.
Оказывается, её мама была домработницей у Маленковых, и часто брала маленькую дочь с собой. По словам Екатерины Андреевны, Маленковы были приветливыми и скромными людьми, относились к её маме с большим уважением. «Это были замечательные и доброжелательные люди, – говорила она, – жена Георгия Максимилиановича угощала меня то конфеткой, то какими-то невероятно вкусными пирогами, а Георгий Максимилианович часто шутил со мной, рассказывал какие-то истории».
Однажды, где-то в конце восьмидесятых годов, в Экибастуз из Москвы приехал сын Маленкова – Андрей Георгиевич, доктор биологических наук, чтобы своим глазами увидеть те места, где когда-то находилась в ссылке его семья. Оказывается, все эти годы он поддерживал связь с семьёй Анфаловых. Екатерина Андреевна сразу же разыскала меня и загадочно спросила: «Хочешь встретиться с сыном Маленкова? Он в Экибастузе». «Какой вопрос!? – едва сдерживая себя, ответил я», – признался старожил Экибастуза, и продолжил: «И вот мы сидим с Андреем Георгиевичем, и он рассказывает о своём отце, о тех перипетиях, которые были в его жизни. Особенно запомнился один случай. Однажды с Маленковым произошло страшное событие: он потерял партбилет. По мнению Андрея Георгиевича, это была провокация, ставшая поводом для исключения его отца из партии. Номер партбилета Маленкова был 0003. Первый номер – за Лениным, второй – за Сталиным. У Хрущёва был четвёртый номер. «Разве не похоже на провокацию? – спросил у меня сын Маленкова. – Всё говорит о том, что это действительно была провокация».
Георгий Маленков руководил экибастузской ТЭЦ ровно десять лет. Десять самых трудных лет в жизни молодого города. В те годы для работы теплоцентрали необходима была пресная вода, её привозили в цистернах из Иртыша, который находился в 150 километрах от Экибастуза. «В период его руководства построили 70-километровый водовод из соседнего посёлка Калкаман. Это всего лишь один факт, а проблем было не перечесть. Но, несмотря на трудности, Маленкову удалось наладить ритмичную работу станции, сплотить коллектив и вывести теплоэлектроцентраль в передовики», - добавил мой собеседник.
«Ссылка Георгия Максимилиановича закончилась в 1968 году. Спустя много лет, в начале декабря 2006 года, на здании Экибастузской ТЭЦ была установлена мемориальная доска Георгию Максимилиановичу Маленкову. Так благодарные экибастузцы оценили вклад ссыльного государственного деятеля», - подвел итог своему рассказу старожил города.
Василий Матвеюк
Кстати
Георгий Маленков был вторым человеком в государстве, а после смерти Сталина даже управлял страной. Занимался развитием энергетики СССР.
В 1968 году Маленков ушёл на пенсию. Доживал свой век тихо и скромно. Большую часть года Георгий Максимилианович проводил в доме своей матери в посёлке Кратово под Москвой, посещал деревенскую церковь.