Найти тему
345 подписчиков

Безоценочная система для детей. Серьёзно?

151 прочитал

Много читаю мнений и высказываний относительно нашей системы оценивания в школе. Кто-то считает, что пятибалльная система устарела и нужно срочно вводить десятибалльную, что только такая система будет точно отражать реальные знания их детей по отношению ко всему классу в целом. Кто-то, напротив, что систему оценок нужно отменить, создать единое безоценочное (равно безопасное) пространство. Под эту идею создаются образовательные программы, пишутся книги, появляются адепты и просветители идеи в массы. Давайте разбираться по порядку.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Итак , развеиваю миф десятибалльников сейчас: всегда будет оценка 6, 69 и 7,43 вводить учителей\родителей\детей в ступор - это всегда, округляя, будет та же самая семёрка и с тем же шагом разницы в целый балл, что и отметки сейчас в пятибалльных системах. И точно так же найдутся те, кто скажет, "у моего дитятки 7 за 7,43, а он так старался, так старался, и у этого лоботряса-соседа тоже 7 да 6,69 - где справедливость?".

Может быть справедливость кроется в деталях? Может быть надо вводить стобалльную систему, проценты? Но тогда всё равно всегда будет порог, перейдя который, ребёнок - молодец, справился или учителя - негодяи - "срезали, завалили, недоучили, всего процента-то одного не хватило".

Хорошо, скажете вы, давайте отменим систему оценок совсем. Для этого у учителей целые программы есть. И нам же, учителям, в первую очередь хорошо будет. Не нужно будет думать, какую оценку поставить в журнал в конце четверти, не нужно будет вообще вести журналы. "Молодец, Вася, ты прекрасно по-английски поёшь! Молодец, Петя, ты прекрасно по-английски танцуешь! Молодец Машенька, ты прекрасна просто сама по себе. У тебя английская внешность!" Учитель легко найдёт кого и за что похвалить на уроке, лишь бы не нужно было это всё вносить в бумажные протоколы.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

И вот мы с вами, такие безоценочные, включаем телевизор, а там "Ледниковый период", например. И оценки за катание 5.8, а не 6.0. Что это такое, удивятся дети? Как они, судьи, могут ставить оценки, да ещё и низкие, пара-то старалась! Каталась! Непонимание = стресс. Плохая программа, переключаем. Шоу "Лучше всех", там вообще детям предлагают хвастаться, хлопать и говорить, что они лучше всех. Как это лучше? На основе чего? Как это его оценили лучше всех? Что это за "оценка" такая?

Приходим в магазин - сырок в "Пятёрочке" стоит 22 рубля, а в "Магните", такой же 21. Почему? Вырастаем, приходим на работу. Зарплата стажёрам в два раза меньше, чем тем, кто проработал в фирме полгода не зависимо от качеств\умений\знаний. Премия - сосед по кабинету получил больше, чем я? Как это так? Как это меня оценили в безоценочном пространстве? Кто оценил, кто так решил? Непонятно. Я же привык к безоценочной системе. Я же всегда молодец! У меня же масса положительных качеств. Нужно срочно идти к директору разбираться! А кто-нибудь из вас когда-нибудь говорил о повышении зарплаты с начальством? Поделитесь опытом. Буду рада.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Для того, чтобы организовать детям безоценочное пространство, надо жить в безоценочном мире. А это утопия. И неизвестно к чему всё это может привести: все безоценочно счастливо живут на 14.500, но кто-то спит до обеда, а кто-то не спит совсем. И кажется мне, в истории России уже были попытки всех уравнять и мы знаем, к чему всё это привело.

Я - человек практик. Если в этом конкретном классе с этими конкретными детьми на этом конкретном уроке сработает безоценочная система, то я буду ею пользоваться. Возможно, я разработаю серию групповых уроков, безоценочных. В конце-концов репетиторство у нас - это зачастую безоценочная среда. Но я так же буду использовать и оценочную систему там, где будет работать она. И на своих уроках я буду создавать такие ситуации, когда все могут получить (и получают) высший балл. Тоже самое касается и низшего балла - например, за откровенно списанные домашние задания. Можно попробовать совместить оценочное и безоценочное пространство в рамках школы. А детям, например, объяснять, да, с вашей группой правила игры у нас такие, с другой группой будут другие - мы можем с вами всё поменять, если это будет эффективно.

Всё будет зависеть от конкретной ситуации и места работы. Ведь, согласитесь, есть разница, если я преподаю, например, испанский, в школе на Рублёво-Успенском шоссе или тот же испанский - в детском доме в селе Якутии. Даже сами эти географические объекты уже указывают на то, что ни в каком безоценочном усреднённом мире мы никогда жить не будем. Так имеет ли смысл вводить безоценочную систему в школах?

Всем, кто задаётся вопросами об оценках, я бы предложила спросить самого себя: а что это конкретно значит для вас? Вот честно если, наедине, самим с собой, поговорить, разобраться - что это для вас? Какие потаённые страхи, желания, чувства вызывает у вас сам факт наличия или отсутствия оценки? Попытайтесь вспомнить, когда это чувство зародилось впервые? Кто был тот человек, который повлиял на ваше решение? И вы увидите, насколько ваше суждение на самом деле больше про вас, про ваше детство, про ваши взаимоотношения с окружающими, чем про оценки или "безоценки" ваших детей. И вы поймёте, что здесь и сейчас ваши дети и другие люди совершенно не при чём, что там и тогда вам было некомфортно. И что, может быть вашим детям игра в "заработай максимальный балл" очень даже нравится. А может быть эта игра нравится другим детям, а вашим - нет. И тогда именно с этой ситуацией и надо разбираться, но не через "а давайте сменим систему оценок в стране, раз моему ребёнку некомфортно", а через "что такого произошло в жизни моего ребёнка и моей, что у него такое отношение к учёбе, комфортно нам от этого или нет и как изменить свою жизнь, чтобы нам полегчало, и к каким последствиям такие перемены могут привести?"

Думайте, это полезно... (с) Капранов А.В.
картинка из интернета
картинка из интернета