Стихотворение создано в 1908 году и входит в блоковский сборник стихов о Родине (1916). Как и большинство стихотворений Блока этого периода, оно написано любимым размером поэта – ямбом с перекрестной рифмовкой.
Особенности жанра
Стихотворение представляет собой проникновенное обращение к Родине в обрамлении путевой зарисовки, то есть сплав двух лирических жанров: признание в любви (обращение к России как к своей возлюбленной) и краткий путевой пейзаж, зарисовка.
Направление
Блок принадлежал к направлению символизма. Поэтому Россия в его стихотворении предстает в образе русской девушки. Она бедна, печальна, но прекрасна. Она поет ("твои мне песни ветровые"), она плачет ("как слезы первые любви"), она, как предчувствует поэт, отдаст свою красу чародею.
Образ России в стихотворении
Начинается произведение как путевая заметка, зарисовка впечатления от дороги: «три стертых треплются шлеи», то есть бежит тройка лошадей, и это, видимо, напоминает поэту о юных, более безмятежных в политическом смысле годах его жизни, когда он так же держал путь по сельским неровным дорогам, и Россия казалось спокойной, в воздухе еще не веяло революцией…
Но «годы золотые» — это и аллюзия на первую половину 19 века, на «золотой век» русской поэзии. В любом случае мы видим уверенность поэта в том, что с давних пор ничего не изменилось: все так же «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи». Старая изношенная упряжка для лошадей, плохая колея – все это быстро и точно передает образ России, которая была нищей как в «годы золотые», так остается ею и сейчас. Что же тогда придает очарования этой стране? С ней, с родиной, связаны все лучшие чувства лирического героя. Об этом мы узнаем из второй строфы:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
От избытка чувств автор повторяет название страны: «Россия, нищая Россия!» Он не боится такого повтора, в его искреннем стихе он вовсе не кажется пустым или банальным. С этим настойчивым повтором лирический герой обращается непосредственно к самой стране.
Так со второй строфы стихотворение превращается из путевой зарисовки в живой, эмоциональный разговор с ней, со своей возлюбленной, которая сумела породить в поэте первые слезы любви. Эта страна пробудила душу поэта к настоящему чувству, и более того — к осознанию своей миссии – воспевать любимое существо. Именно поэтому Россия так дорога поэту. Она для него не просто родина (место рождения, место для жизни, которое можно и поменять). Она – необходимый, живой образ, неразрывно связанный теперь с душой и с самим смыслом жизни. И поэтому уже неважно, «серые» ли у нее избы, «расхлябанные» ли колеи, «глухие» ли песни. Она всегда будет самой прекрасной несмотря ни на что.
С третьей строфы заявлено слияние судьбы поэта с судьбой России:
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…(метафора)
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
"И крест свой бережно несу…"- метафора и символ одновременно. Творчество поэта и его преданность Родине - это его жизненный крест, его предназначение.
Почему поэт «не умеет» жалеть свою родину? Потому что он восхищается ею, а это взаимоисключающие чувства. Поэт полностью принял на себя ее крест, он несет его вместе с ней. И именно этот крест дает ему отныне осознание полноты своей жизни.
Несение креста не вызывает у автора ассоциации с жалостью, здесь есть скорее религиозная вера в воскресение после любой гибели, любой самой позорной казни. В этом смысле строки автора – абсолютно пророческие. Россия будет обманута, отдаст свою «разбойную красу», погибнет, но воскреснет.
Очень интересный эпитет употребляет автор для описания образа России – «разбойная». Это аллюзия на революционное, бунтарское начало в родине, начиная с «разбойника» Емельяна Пугачева и заканчивая деятелями Революции. Народное слово «краса» вместо литературного «красота» тоже характерно для Блока, этот прием делает образ России максимально простым, крестьянским.
И в то же время «разбойная краса» явно противопоставлена «серым» избам. Расписные спицы, «плат узорный» – дополняют образ нищей страны яркими красками. Возникает контрастный образ России: это не только серость изб, это и блестящий мгновенный взгляд «разбойной красы»… А черты ее прекрасны:
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Стихотворение выражает пророческую веру в огромную мощь и жизнеспособность своей страны:
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как в конце его автор возвращается к начальной теме путевой зарисовки:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Парадоксальность идеи стихотворения в том, что все самое печальное в русской действительности — нищета, плохие дороги («расхлябанные колеи»), «глухая» песня, которая наполнена «тоской острожной» (то есть грустная песня о каторге) — становится основой для любви к ней и для вдохновения поэта ( И невозможное возможно, Дорога долгая легка).
Лермонтов тоже любил Россию «странною любовью» (Люблю Россию я, но странною любовью), то есть любил в ней не великое, не победы, а вещи простые и ничем не примечательные, а порой и говорящие о нищете («избу, покрытую соломой») или о других народных язвах («говор пьяных мужичков»).
У Блока та же идея доведена до крайности. Россия, по его мнению, стоит на опасном пути, будет отдана «чародею»-обманщику, но никакие беды и проблемы не затуманят ее особенной красоты. В этом состоит идея стихотворения.