Найти в Дзене

Стихотворение Блока «Россия». Анализ

Стихотворение создано в 1908 году и входит в блоковский сборник стихов о Родине (1916). Как и большинство стихотворений Блока этого периода, оно написано любимым размером поэта – ямбом с перекрестной рифмовкой. Особенности жанра Стихотворение представляет собой проникновенное обращение к Родине в обрамлении путевой зарисовки, то есть сплав двух лирических жанров: признание в любви (обращение к России как к своей возлюбленной) и краткий путевой пейзаж, зарисовка. Направление Блок принадлежал к направлению символизма. Поэтому Россия в его стихотворении предстает в образе русской девушки. Она бедна, печальна, но прекрасна. Она поет ("твои мне песни ветровые"), она плачет ("как слезы первые любви"), она, как предчувствует поэт, отдаст свою красу чародею. Начинается произведение как путевая заметка, зарисовка впечатления от дороги: «три стертых треплются шлеи», то есть бежит тройка лошадей, и это, видимо, напоминает поэту о юных, более безмятежных в политическом смысле годах его жизни, ког
А.А.Блок. Россия.
А.А.Блок. Россия.

Стихотворение создано в 1908 году и входит в блоковский сборник стихов о Родине (1916). Как и большинство стихотворений Блока этого периода, оно написано любимым размером поэта – ямбом с перекрестной рифмовкой.

Особенности жанра

Стихотворение представляет собой проникновенное обращение к Родине в обрамлении путевой зарисовки, то есть сплав двух лирических жанров: признание в любви (обращение к России как к своей возлюбленной) и краткий путевой пейзаж, зарисовка.

Направление

Блок принадлежал к направлению символизма. Поэтому Россия в его стихотворении предстает в образе русской девушки. Она бедна, печальна, но прекрасна. Она поет ("твои мне песни ветровые"), она плачет ("как слезы первые любви"), она, как предчувствует поэт, отдаст свою красу чародею.

Образ России в стихотворении

Начинается произведение как путевая заметка, зарисовка впечатления от дороги: «три стертых треплются шлеи», то есть бежит тройка лошадей, и это, видимо, напоминает поэту о юных, более безмятежных в политическом смысле годах его жизни, когда он так же держал путь по сельским неровным дорогам, и Россия казалось спокойной, в воздухе еще не веяло революцией…

Но «годы золотые» — это и аллюзия на первую половину 19 века, на «золотой век» русской поэзии. В любом случае мы видим уверенность поэта в том, что с давних пор ничего не изменилось: все так же «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи». Старая изношенная упряжка для лошадей, плохая колея – все это быстро и точно передает образ России, которая была нищей как в «годы золотые», так остается ею и сейчас. Что же тогда придает очарования этой стране? С ней, с родиной, связаны все лучшие чувства лирического героя. Об этом мы узнаем из второй строфы:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!

От избытка чувств автор повторяет название страны: «Россия, нищая Россия!» Он не боится такого повтора, в его искреннем стихе он вовсе не кажется пустым или банальным. С этим настойчивым повтором лирический герой обращается непосредственно к самой стране.

Так со второй строфы стихотворение превращается из путевой зарисовки в живой, эмоциональный разговор с ней, со своей возлюбленной, которая сумела породить в поэте первые слезы любви. Эта страна пробудила душу поэта к настоящему чувству, и более того — к осознанию своей миссии – воспевать любимое существо. Именно поэтому Россия так дорога поэту. Она для него не просто родина (место рождения, место для жизни, которое можно и поменять). Она – необходимый, живой образ, неразрывно связанный теперь с душой и с самим смыслом жизни. И поэтому уже неважно, «серые» ли у нее избы, «расхлябанные» ли колеи, «глухие» ли песни. Она всегда будет самой прекрасной несмотря ни на что.

С третьей строфы заявлено слияние судьбы поэта с судьбой России:

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…(метафора)
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

"И крест свой бережно несу…"- метафора и символ одновременно. Творчество поэта и его преданность Родине - это его жизненный крест, его предназначение.

Почему поэт «не умеет» жалеть свою родину? Потому что он восхищается ею, а это взаимоисключающие чувства. Поэт полностью принял на себя ее крест, он несет его вместе с ней. И именно этот крест дает ему отныне осознание полноты своей жизни.

Несение креста не вызывает у автора ассоциации с жалостью, здесь есть скорее религиозная вера в воскресение после любой гибели, любой самой позорной казни. В этом смысле строки автора – абсолютно пророческие. Россия будет обманута, отдаст свою «разбойную красу», погибнет, но воскреснет.

Очень интересный эпитет употребляет автор для описания образа России – «разбойная». Это аллюзия на революционное, бунтарское начало в родине, начиная с «разбойника» Емельяна Пугачева и заканчивая деятелями Революции. Народное слово «краса» вместо литературного «красота» тоже характерно для Блока, этот прием делает образ России максимально простым, крестьянским.

И в то же время «разбойная краса» явно противопоставлена «серым» избам. Расписные спицы, «плат узорный» – дополняют образ нищей страны яркими красками. Возникает контрастный образ России: это не только серость изб, это и блестящий мгновенный взгляд «разбойной красы»… А черты ее прекрасны:

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Стихотворение выражает пророческую веру в огромную мощь и жизнеспособность своей страны:

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как в конце его автор возвращается к начальной теме путевой зарисовки:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Парадоксальность идеи стихотворения в том, что все самое печальное в русской действительности — нищета, плохие дороги («расхлябанные колеи»), «глухая» песня, которая наполнена «тоской острожной» (то есть грустная песня о каторге) — становится основой для любви к ней и для вдохновения поэта ( И невозможное возможно, Дорога долгая легка).

Лермонтов тоже любил Россию «странною любовью» (Люблю Россию я, но странною любовью), то есть любил в ней не великое, не победы, а вещи простые и ничем не примечательные, а порой и говорящие о нищете («избу, покрытую соломой») или о других народных язвах («говор пьяных мужичков»).

У Блока та же идея доведена до крайности. Россия, по его мнению, стоит на опасном пути, будет отдана «чародею»-обманщику, но никакие беды и проблемы не затуманят ее особенной красоты. В этом состоит идея стихотворения.