Найти в Дзене

Виктор Цой и группа "Кино" на 4-м фестивале ЛРК в ДК "Невский".

Сегодня вспомним не столько 4-й фестиваль ЛРК (это отдельная большая тема), сколько выступление в его рамках группы «Кино». На первый взгляд, обычное рядовое выступление. Но… Во-первых, во времена взлёта ленинградского рока и, концертного дефицита одновременно, любое выступление казалось необычным, во-вторых, не такое уже и заурядное событие это было. Итак, Виктор Цой и группа «Кино» на 4-м фестивале Ленинградского рок-клуба в ДК "Невский". Прежде всего, что это было за время. 1986 год… Ленинградскому рок-клубу – 5 лет! С учётом быстротечности времени и изменяющихся событий – серьёзный возраст. Много талантливых групп. Уже как год по стране колесит перестройка и гласность. В воздухе витают перемены или, скажем пафосно, ощущается ветер перемен. Уже многое можно, но ещё не всё разрешено. Рок-н-рольный флаг свободы уже гордо развивается на ветру, но ещё, порой, цепляется за старые ржавые советские бюрократические гвозди. В отношении рок-музыки, это веяние свободы выражалось во многом. К

Сегодня вспомним не столько 4-й фестиваль ЛРК (это отдельная большая тема), сколько выступление в его рамках группы «Кино». На первый взгляд, обычное рядовое выступление. Но… Во-первых, во времена взлёта ленинградского рока и, концертного дефицита одновременно, любое выступление казалось необычным, во-вторых, не такое уже и заурядное событие это было. Итак, Виктор Цой и группа «Кино» на 4-м фестивале Ленинградского рок-клуба в ДК "Невский".

Прежде всего, что это было за время. 1986 год… Ленинградскому рок-клубу – 5 лет! С учётом быстротечности времени и изменяющихся событий – серьёзный возраст. Много талантливых групп. Уже как год по стране колесит перестройка и гласность. В воздухе витают перемены или, скажем пафосно, ощущается ветер перемен. Уже многое можно, но ещё не всё разрешено. Рок-н-рольный флаг свободы уже гордо развивается на ветру, но ещё, порой, цепляется за старые ржавые советские бюрократические гвозди. В отношении рок-музыки, это веяние свободы выражалось во многом. К примеру, рок-фестиваль впервые проводился не в тесном к тому времени (зал был рассчитан на 500 человек) рок-клубе на Рубинштейна, 13, а в более просторном (зал на 1000 человек) доме культуры «Невский», что на проспекте Обуховской обороны, 32.

ДК "Невский" сегодня. Фото автора.
ДК "Невский" сегодня. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

ДК "Невский" сегодня. Фото из открытого источника.
ДК "Невский" сегодня. Фото из открытого источника.

Ленинградский рок-клуб посещает легенда, звезда № 1 советской эстрады, Алла Борисовна Пугачёва! Это говорит о многом, но прежде всего, о легализации рок-музыки. Общение Пугачёвой с ленинградскими музыкантами снимает телевидение. Наконец, - но это ещё впереди, - выходит легендарная сегодня, спродюсированная Джоанной Стингрей, пластинка «Red wave». Выход этой пластинки – это условная дата смерти тоталитарного режима в отношении рок-музыки. Это вовсе не означает, что рок-музыканты в миг стали легальными и высокооплачиваемыми, но, по крайней мере, четыре группы ЛРК получили путёвки в жизнь. Руководство Советского союза было вынуждено огромным тиражом издать пластинки этих групп. Это «Странные игры», «Алиса», «Кино» и «Аквариум». Последняя группа, к слову, осенью того же 1986 года (!) даст шесть концертов подряд не где-нибудь, а на сцене огромного спортивного комплекса «Юбилейный» (!). Ещё вспомним повальный кино-марш ленинградских рок-групп. Именно в 1986 году взор кинокамер обращается в сторону музыкантов. Молодые режиссёры обращаются к заслуженно модной и бесконечно интересной теме рок-музыки. Снимаются такие фильмы, как «Конец каникул», «Йя-Хха», «Рок», «Взломщик». Константин Кинчев принимает участие в фильме «Переступить черту». Там звучит музыка «Алисы». Иными, словами, это время подъёма и надежд. Перемены были на лицо. Не заметить их было невозможно. И вот, на фоне всего этого проходит 4-й фестиваль ЛРК. 1986 год. 30 мая – 1 июня. Новая площадка – ДК «Невский». Этот дом культуры относится к находящемуся по соседству и недавно снесённому машиностроительному заводу им. В.И. Ленина. Вообще, надо сказать, что это по большому счёту этакая слегка окультуренная промзона Ленинграда. Вдоль Невы теснятся друг к другу мрачные красного кирпича ещё дореволюционные здания заводов и фабрик. Жилые здания тоже присутствуют, но выглядят мягко говоря депрессивно. И вот, между проспектом Обуховской обороны и Невой в 1972 году вырос ДК «Невский». Уже с самого своего рождения его жизнь была «отравлена» неформальной культурой. В 1975 году здесь состоялась выставка неформальных художников. Затем выступала группа «Арсенал». И вот, в 1986 году с размахом прошёл 4-й фестиваль рок-клуба. Вспомним участников фестиваля. Это «Город», «Модель», «Алиса», «Зоопарк», «Игры», «Аукцыон», «Кино», «Провинция», «Объект Насмешек», «Аквариум», «Джунгли», «Электростандарт», «Телевизор», «Патриархальная выставка», «АВИА», «Присутствие».

Константин Кинчев на 4-м фестивале ЛРК. Фото из открытого источника.
Константин Кинчев на 4-м фестивале ЛРК. Фото из открытого источника.
Группа "Алиса" на 4-м фестивале ЛРК. Фото из открытого источника.
Группа "Алиса" на 4-м фестивале ЛРК. Фото из открытого источника.

Прежде чем перейти непосредственно к выступлению «Кино», назовём героев того фестиваля. Сегодня многие вспоминают мощное в музыкальном и артистическом плане выступление «Алисы». Несомненно, тогда Кинчев в самом, что ни на есть расцвете творческих сил. Отдельного внимания заслуживает выступление «Зоопарка». Жюри фестиваля присудила приз за лучшую песню «Иллюзии» Майку Науменко.

Настоящим триумфатором фестиваля стал «Аквариум». Бориса Гребенщикова едва не носили на руках. Песней № 1 стала «Рок-н-ролл мёртв». Позволю привести здесь воспоминания Всеволода Грача: «Отлично помню не сдержавшего эмоций, недавно вроде очередной раз ушедшего из группы Севу Гаккеля, рванувшего из зала на сцену во время финального «Рок-н-ролл мёртв», завершившегося фантастическим, минут на пять, гитарным соло Саши Ляпина. <…> А на сцене Ляпин давал такого «дрозда», что даже Боря порой как-то терялся и переставал понимать, что он там делает! Настоящая была шикарная вакханалия!» «Аквариум» получил гран-при фестиваля. Отдельное внимание со стороны жюри заслужили Александр Ляпин (соло-гитара), Игорь Тихомиров (бас-гитара), Александр Кондрашкин (барабаны), Николай Гусев (клавишные), Сергей Рогожин (лучший вокалист), Олег Гаркуша (за артистизм), «Игры» (за творческий поиск), Михаил Науменко (приз за прекрасную верность классическому року). Виктор Цой заслужил приз за лучшие тексты.

Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

Нельзя не упомянуть один интересный момент в организации этого фестиваля. Дело в том, что за день-два до проведения фестиваля возникли проблемы с звуковой аппаратурой. Но при этом в Ленинградском дворце молодёжи находился совершенно новый, недавно приобретённый и, как говорится «не распакованный» комплект звукового оборудования. Но директор ЛДМ ни за что не соглашался передать его в пользование рок-клуба по каким-то бюрократическим, понятно, причинам. Мол, новое ещё и не оприходованное. Тогда Николай Михайлов, президент ЛРК, позвонил на прямую Алле Борисовне Пугачёвой, которая к тому времени уже «подружилась» с ленинградскими музыкантами. И, о чудо, аппаратура мгновенно была предоставлена. Это был не плохой для того времени «Dynacord».

Николай Михайлов в 1980-х годах. Фото из открытого источника.
Николай Михайлов в 1980-х годах. Фото из открытого источника.

Перейдём же, наконец, к выступлению «Кино». Прежде всего, стоит заметить, что до этого фестиваля Группа «Кино» уже выходила на сцену ДК «Невский» в компании дружественной группы «Кофе». Состоялся этот предновогодний рок-клубовский концерт 20 декабря 1985 года. На 4-м фестивале ЛРК группа «Кино» выступала 31 мая расширенным составом. Вторым барабанщиком выступил Сергей Бугаев небезызвестный Африка. Кроме того, был приглашён клавишник (!) Дмитрий Павлов. Этот инструмент – большая редкость для группы. Хотя, в альбомах клавиши звучат часто. Плюс вторым бас-гитаристом выступил друг группы Андрей Крисанов. То есть, на сцене группа «Кино» присутствовала из семи музыкантов (!). Этот концерт, по воспоминаниям многих, был не самым удачным в карьере «Кино». Александр Титов в частности вспоминает: «Это был явно неудачный концерт. Цой запел совершенно другим голосом, в котором себя ещё не почувствовал. Новый репертуар выглядел мутным и неразборчивым. Особенно меня поразила адская монотонность в аранжировках, которые казались тогда откровенно дубовыми. Возможно, во мне говорила ревность… И только значительно позднее я понял, что в этом повороте Цой был прав, точно рассчитав всё надолго вперёд. Это был самый первый концерт, который вдруг изменил их стиль, - именно концерт 1986 года, рок-клубовский фестиваль в ДК «Невский». На этом концерте Витька весь свой репертуар запел низким голосом. До этого он пел более-менее нормальным голосом – здесь он сознательно стал петь низким. Ему сначала даже, я чувствовал, было не совсем удобно, он не мог выпеть, не очень хорошо себя слышал. Но ясно было, что это его решение, что он осознанно это сделал. Многие тогда на концерте говорили, что искусственно звучит и непривычно. Что это вдруг, как это? Но постепенно, видите, он добился своего».

Виктор Цой и Юрий Каспарян у ДК "Невский" во время 4-го фестиваля. Фото: Д. Конрадт.
Виктор Цой и Юрий Каспарян у ДК "Невский" во время 4-го фестиваля. Фото: Д. Конрадт.
Во время фестиваля. Фото: Д. Конрадт.
Во время фестиваля. Фото: Д. Конрадт.

Виктор Цой у ДК "Невcкий" . На проспекте Обуховской обороны. Фото предположительно Н. Тихомировой.
Виктор Цой у ДК "Невcкий" . На проспекте Обуховской обороны. Фото предположительно Н. Тихомировой.

Предположительно в ДК "Невский" во время фестиваля. Фото из открытого источника.
Предположительно в ДК "Невский" во время фестиваля. Фото из открытого источника.

Георгий Гурьянов вспоминает так: «Вообще там было всё не то и всё не так. Для этого концерта мы взяли клавишника, басиста. Всё было нормально отрепетировано, договорено, и в момент концерта все вдруг стали совершенно другие партии играть, от балды. Витя не был готов к такому повороту. Публика ещё немножко отмороженная была. В общем, не пошло. Там был ещё такой забой – «Любовь – это не шутка», в стиле Sex Pistols. Такое мощное рубилово, которое тоже никак не пошло. Всё было не так.. Сохранилась запись даже, свистящая такая… У нас у всех там были косяки – Кfспарян, Тихомиров не то что-то играют… Крыша поехала. А я на общем фоне загнал всё страшно быстро. Хай-энерджи получилось такое. В общем, это было неудачное выступление».

Момент репетиции группы "Кино" дома у Гурьянова в Купчино. Май 1986 года.
Момент репетиции группы "Кино" дома у Гурьянова в Купчино. Май 1986 года.

Георгий Гурьянов упоминает басиста... Вероятно, речь идёт об Андрее Крисанове.

Про выступление «Кино» вспоминает и Всеволод Грач: «Прямо скажу, из нескольких десятков концертов «Кино», на которых довелось побывать этот был не из самых сильных. Даже почти не помню, хотя на память не жалуюсь. Гораздо ярче выглядели словивший второе дыхание и обновивший состав и стилистику Майк Науменко с Зоопарком, Алиса, выстреливший именно тогда, до того мало кому, кроме близких фанов и друзей известный Аукцыон, а уже находящийся на пути к всесоюзной» официальной» славе «Аквариум» <…> А Витя Цой тогда выступил бледновато и вообще не запомнился!»

Виктор на Цой на сцене ДК "Невский" 31 мая 1986 года. Фото Дмитрия Конрадта.
Виктор на Цой на сцене ДК "Невский" 31 мая 1986 года. Фото Дмитрия Конрадта.

Сам Виктор Цой был не доволен не столько выступлением группы, сколько приёмом публики.

В книге Виталия Калгина приведены воспоминания театрального журналиста и критика Марины Тимашевой о Цое после того выступления: «На самом деле почти мёртв от сознания провала был Виктор Цой». О слушателях же Цой отзывался так: «Они ничего не поняли. Хотелось спуститься со сцены и набить морду первым четырём рядам». Что же касается триумфа «Аквариума» на фестивале, то Цой же придерживался такого мнения, что Гребенщиков попросту поступил не честно. Спел старые, проверенные и всем полюбившиеся, песни. Вариант беспроигрышный. В то время, как «Кино» вышло на сцену с новой программой. Забегая вперёд, скажем, что год спустя, на 5-м фестивале рок-клуба в ЛДМ, «Кино» вновь ждёт прохладный приём и по той же причине. Программа группы «Кино» выглядела следующим образом:

01. "Попробуй спеть вместе со мной"

02. "Дальше действовать будем мы" (Марш мира)

03. "Хочу перемен"("Мы ждём перемен")

04. "Спокойная ночь"

05. "Закрой за мной дверь, я ухожу"

06. "Любовь — это не шутка"

07. "Мы хотим танцевать"

Фото Дмитрия Конрадта.
Фото Дмитрия Конрадта.

На сцене ДК "Невский" фото Дмитрия Конрадта.
На сцене ДК "Невский" фото Дмитрия Конрадта.

Как проходил концерт для Виктора Цоя и всей группы? Друг Цоя и киношников галерист и музыкант Дмитрий Бучин присутствовал в гримёрке «Кино» перед их выходом на сцену. И вспоминает всеобщее волнение. Когда же Цой вышел на сцену, то в зале не был потушен свет, что нарушало сценические условия. После первой песни (это слышно на аудиозаписи) Цой резко и недовольно просит в микрофон потушить в зале свет. Это происходит только на второй песне. Оваций в зале на записи не слышно. Редкие аплодисменты и посвистывания.

На сцене Цой появился в несколько лирическом сценическом костюме, но при этом, с элементами героики в движениях. Об этом мы можем судить по сохранившимся фотографиям с концерта. Взъерошенные волосы, подведённые тушью глаза, широкая распахнутая красная рубашка, широкие спортивные штаны и неизменные белые кроссовки, в которых Цой передвигался и по городу и по сцене. То есть, в сценическом образе Цой ещё не совсем отошёл от былого лирического образа, но и не вошёл в героический. Это случится год спустя, на 5-м фестивале ЛРК. Тогда и репертуар и сценический образ, включая гардероб, претерпят заметные изменения.

В гримёрке ДК "Невский". Фото из открытого источника.
В гримёрке ДК "Невский". Фото из открытого источника.

Сегодня в сети не сложно найти аудиозапись того выступления. От себя замечу (это субъективное обывательское мнение), что концерт был потрясающей энергии и отдачи. Весьма уместны были «вторые барабаны», что до клавишных, то видимо, не всё было гладко отрепетировано, либо вмешался звукорежиссёрский фактор. Местами клавиши очень и очень дополняли полифонию, местами – выбивались и «мешали» общему звуковому ряду. Но это взгляд со стороны и времени. Вообще, программа выглядела целостной и драйвовой. Здесь впервые прозвучали классические соло-партии Юрия Каспаряна ("Спокойная ночь")… Финал песни «Любовь- это не шутка» поистине должен войти в историю выступлений «Кино». Это затяжной, на несколько минут, мощный, ведомый басом и барабанами, бит. Исключением была лишь, пожалуй, финальная песня «Мы хотим танцевать». В плане аранжировок она выглядела несколько «сырой». Первая аранжировка (которую все знают по альбому «Ночь») славится «плавающим», поющим, басом Александра Титова, который к 1986 году уже не играл с «Кино». Новую аранжировку, с Игорем Тихомировым, по всей видимости, не успели довести до совершенства. Но не мне судить историю. Это, повторю, лишь взгляд обывателя.

Как видим, по мнению многих это выступление «Кино» было не самым выдающимся в карьере группы (хотя автор этих строк придерживается противоположного мнения). Тем не менее, 1986 год – это год кино и для группы «Кино» и для Виктора Цоя. Речь идёт о двух фильмах разных режиссёров: «Конец каникул» Сергей Лысенко и «Йя-Хха» Рашида Нугманова. Спустя год, на 5-м фестивале ЛРК судьба выступления группы «Кино» вновь повторится. Опять новая программа и снова холодный приём публики. И опять год кино. "Рок", «АССА», «Игла»… Дальше поистине космический взлёт популярности группы, которая больше не принимала участия в фестивалях Ленинградского рок-клуба. Дальше - только стадионы!

Сегодня в интернете можно найти фотографию Виктора Цоя и Константина Кинчева возле ДК «Невский». Автор фото либо Виктор Немтинов, либо Надежда Тихомирова. Два молодых человека стоят друг против друга и о чём-то беседуют. Известно воспоминания Марианны Цой об этой встрече: «В какой-то из дней мы с Витей вышли между концертами погулять на свежем воздухе и встретили Кинчева, который только что отдал кому-то свою «проходку». Не долго думая, Цой взял ручку и написал на своём билете «на два лица», хотя там были указаны ряд и место. Маленький милиционерик в дверях недоверчиво посмотрел на билет, прочитал надпись, перевёл взгляд на наши нахально-непроницаемые рожи и по-цыплячьи втянул голову в плечи».

Сам Константин Кинчев вспоминает свою встречу с Цоем на 4-м фестивале так: «А познакомились мы, вернее, выпили вместе в первый раз, на четвёртом рок-клубовском фестивале в ДК «Невский». У меня тогда билета не было, и он предложил пройти по его билету. Мы написали на нём «на два лица» и прошли. Уже не помню, кто тогда играл. После концерта поехали к кому-то в гости, там выпили, песни попели».

Здесь стоит заметить, что Цой с Кинчевым познакомились не на 4-м фестивале ЛРК, а как минимум годом ранее. За плечами обоих уже совместный концерт (Цой, Кинчев, Леви) в Театральном музее в 1985 году.

Виктор Цой и Константин Кинчев во время 4-го фестиваля ЛРК.
Виктор Цой и Константин Кинчев во время 4-го фестиваля ЛРК.
Константин Кинчев и Виктор Цой у ДК "Невский". Фото предположительно Н. Тихомировой.
Константин Кинчев и Виктор Цой у ДК "Невский". Фото предположительно Н. Тихомировой.

Оставим за рамками человеческие отношения Цоя и Кинчева, что же касается творческой стороны, то смеем предположить, что у этих двоих молодых поэта был какой-то общий или похожий, по крайне мере, заряд. Во-первых, оба молоды (впрочем, как и все вокруг), в меру хулиганисты и, главное - весьма талантливы. Последнее не утаишь. У обоих присутствовал некий дух бунтарства. Недаром (совпадение?) на этом фестивале с разницей в один день на одной и той же сцене Кинчев спел «Мы вместе!», а Цой - «Попробуй спеть вместе со мной!», «Перемен!» и "Дальше действовать будем мы!"

Нина Барановская вспоминает об этом выступлении «Кино»: «…Однажды «КИНО» выступало на фестивале в ДК «Невский», и по социальной значимости, о которой тогда все любили говорить, выступление было отнюдь не слабым. Именно за это выступление партийные люди и назвали Цоя фашистом. Тогда рок-клуб курировала такая девица лет двадцати пяти, но уже с клеймом члена КПСС на лице. Работала она в Куйбышевском райкоме партии. После выступления «КИНО» она пришла и сказала: «Вы видели, как он стоит на сцене? Он же фашист!» Дело было, конечно, не в том, как он стоял, а в том, что он пел…»

Александр Аксёнов (Рикошет), Константин Кинчев и Евгений Фёдоров. Предположительно во время фестиваля в ДК "Невский".
Александр Аксёнов (Рикошет), Константин Кинчев и Евгений Фёдоров. Предположительно во время фестиваля в ДК "Невский".

Напоследок, приведём отрывок из статьи Алекса Зандера «Золото на голубом» самиздатовского «Рокси». № 11, осень 1986 года.
«В отличие от триумфальных выступлений на фестивалях предыдущих лет, этот концерт группы Кино многие признали неудачным. И это притом, что именно тут впервые прозвучала культовая "Хочу перемен", а также другие новые песни, ставшие потом "золотыми" хитами.
Неудачное выступление КИНО для меня все еще остается загадкой. В чем-то это можно объяснить тем, что на первых полутора вещах в зале горел свет, и Виктору это сломало настрой, в чем-то тем, что он позволил себе сломаться, в чем-то - усталостью публики от ЗООПАРКА, ИГР и АУКЦИОНА. Сидящие в зале понимали, что все идет правильно, все идет как надо, и... ничего не могли с собой поделать. КИНО, всегда бравшее зал эмоциональным напором прорванной энергетической плотины, к середине концерта этот напор потеряло, будто воды за стенкой дамбы не хватило. Черт его знает, что произошло, но приз за лучшие тексты Цой получил совершенно заслуженно. «Марш мира», «Перемены», «На улицах снег» - великолепные тексты. Да и музыкально очень здорово. Такое впечатление, что Цой, пройдя через разные заморочки, вновь вернулся к простоте и душевности «45»-ти, только на более высоком уровне».

Теперь, что касается фото и видео свидетельств «Кино» на этом фестивале. В интернете таковые почти не встречаются. Сохранилась видео выступления «Алисы»! И это чудо! Что до «Кино», то имеется видео в гримёрке, хотя возможно это рок-клуб и классические фото Дмитрий Конрадта. Плюс несколько фотографий возле дома культуры. Цой
в компании Кинчева, Каспаряна, Гурьянова и Виктора Тихомирова.

Александр Кан, Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Артемий Троицкий.
Александр Кан, Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Артемий Троицкий.

Виктор Тихомиров и Виктор Цой. Фото предположительно Н. Тихомировой.
Виктор Тихомиров и Виктор Цой. Фото предположительно Н. Тихомировой.

Тема 4-го фестиваля ЛРК и выступления на нём группы "Кино" вовсе не исчерпана. Здесь лишь лёгкие наброски. История продолжается!

P.S. Сегодня дом культуры "Невский" переживает упадок и попросту разрушается. Здание ДК доживает свой век на берегу Невы. Его судьба не известна, но скорее всего, здание снесут. Предлагаем вашему вниманию совершить небольшую фотопрогулку по коридорам и сцене этого легендарного дома культуры.

Бывшая аппаратная.
Бывшая аппаратная.
Сцена и зал сегодня выглядят вот так.
Сцена и зал сегодня выглядят вот так.
Коридор ДК "Невский".
Коридор ДК "Невский".

Здесь, на этих скамейках, отдыхала рок-публика во время фестиваля.
Здесь, на этих скамейках, отдыхала рок-публика во время фестиваля.

Вид со сцены ещё до основательных разрушений.
Вид со сцены ещё до основательных разрушений.
Сегодня холл дома культуры выглядит вот так.
Сегодня холл дома культуры выглядит вот так.
автобусная остановка на проспекте Обуховской обороны.
автобусная остановка на проспекте Обуховской обороны.
Зал дома культуры сегодня.
Зал дома культуры сегодня.

-30
-31
-32
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

#цой #виктор цой #цойжив #цой жив в наших сердцах #цой и кино #4-й фестиваль ЛРК #адреса цоя #русский рок #легенды русского рока #цой навсегда