(многие из нас будут только "за" сокращение чиновников, но, будем реалистами, скорее всего уберут как раз тех, кто непосредственно работает с населением, а никак не столоначальников, их замов и секретарей, потому наше недовольство нерасторопностью аппарата тут же и объяснят этим самым сокращением, а не чванством или халатностью исполнителей)
Я проще хочу сказать, чтобы всем было проще и понять, что мы ведь ничего нового не изобретаем. Мы свою страну формулируем. //Черномырдин В.С.//
Да нет, премьер говорит дельные вещи - чиновников следует сокращать и он понимает, как это следует делать при современной эпохе цифровых технологий. Подобная метода и технология им внедрена и апробирована в ФНС, там действительно электронный формат давно стал обыденностью и нормой. Конечно, есть там ещё немало вопросов в теме, однако есть и понимание дальнейших шагов и действий. Другое дело, человеческий фактор и компетенция кадров. Тут никак не избежать конфликтных ситуаций, недобросовестного исполнения чиновниками должностных обязанностей, а нередко просто хамского отношения к гражданам. Причем, именно в первичном низовом звене исполнительского аппарата ведомств и структур.
И вопрос здесь не в каких-то цифрах, называется 5% в министерствах и 10% в региональных ведомствах. Они никак не критичны и, скорее, даже символичны, поскольку лишь пока отвечают на требования президента. "Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент",— заявил Мишустин на недавнем совещании с вице-премьерами. "Поэтому предлагаю не растягивать и провести ее за три месяца — до 1 апреля 2021 года",— сказал он.
Вопрос гораздо глубже и он очень неоднозначный. Громоздкость структур госаппарата, зашоренность и бюрократия делают управление крайне не эффективным. Информация, ее сбор и выработка решений, их доведение до исполнителей и контроль банально растворяются в рутине чиновного механизма. Однако, сегодня цифровизация достаточно широко внедряется в деловой оборот, появились базы данных и это позволяет говорить о возможности сократить лишние рабочие места, сократить потери времени. Понятно, что такая цифровизация встречает тихий саботаж всего исполнительского звена чиновной цепочки, негласно одобряемый и многими столоначальниками, которые напрочь далеки от компьютера. Особенно такое характерно для провинции, где аппаратчики администраций и муниципалитетов, это люди достаточного зрелого возраста, когда уже нет никакого желания обучаться. Напомню, что у нас 40% населения России проживает в малых городах и весях.
Из личного опыта приведу пример по ситуации с цифровизацией Мосэнергосбыта в части работы с клиентами-потребителями. Сразу скажу, что методы и стиль работы ведомства оставляют желать лучшего, причем, это монополисты на рынке электроэнергии и они успешно кошмарят бизнес. ФАС всего этого не менее успешно не замечает. Так вот, традиционно с клиентами работу ведут кураторы-экономисты и которые, несмотря на наличие личного кабинета, по-прежнему продолжают тонуть в бумажном документообороте, с большим запаздыванием по времени и игнорированием данных и отчетности по личному кабинету. Никто не удосуживается сверится с личным кабинетом, а упорно шлют некие счета и письма-предупреждения с угрозами отключения, а параллельно, другой рукой, насаждают пресловутый электронный документооборот. Вывод тут один, в компании непомерно раздутый штат персонала и цифровизация явно не благо для руководства. Дань требованиям центральных властей.
При всем достоинстве электронных технологий, они предполагают профессиональный и добросовестный персонал исполнителей. А здесь имеем большую проблему, отсутствие прямого контакта, зачастую, небольшой вопрос превращает в неразрешимую проблему. Мы все знаем каково это дозваниваться по бесплатным федеральным номерам, как записываться на прием или встречу, как получить информацию. И в этом случае для обратной связи и у клиентов, и у граждан нет никаких шансов. Важно здесь не отсутствие-наличие технической базы и ее мощности, а банальный вопрос и компетентности, и добросовестности исполнителей. Решение по контролю тут простое - оценка клиентами качества работы исполнителя, которая должна стать обязательной в самом формате контактов.