Воля — самое важное, что есть у человека. Воля и желание жить, развиваться, воля быть свободным человеком, не имея критической оценки современного общества.
Почему нет желания у меня лично сдавать с ребёнком аттестации?!
Мне это не надо.
С какой целью мой ребёнок должен сдавать аттестации, а я — контролировать ребёнка? Тем более, что это сильно ограничивает и вынуждает жить в определённом темпе.
Для тех, кто не совсем понял меня, привожу пример.
Ребёнок в школе думает о контрольной. У него всегда возникает тревожное состояние, если он переживает из-за отметки.
Родитель, отправляющий ребёнка на экзамен, тоже переживает, как он сдаст, какая будет отметка. В самом начале пути семейного образования я тоже очень тяжело проходила период расшколивания. Да, именно я, не ребёнок. Сын о школе знал, ходил в "малышкину школу".
Я засомневалась, когда встал вопрос о необходимости ежегодной аттестации. На тот момент, не особо подкованная опытом и знаниями, я думала, что аттестация будет давать мне возможность контролировать процесс образования, выглядеть перед родственниками успешной мамой, которая справляется с обучением.
Но вот сегодня, сейчас, я вижу, что мне это не надо, это лишнее и для моего сына и дочери, и для семьи. Сын бы с удовольствием и без аттестации занимался в своём темпе тем, чем ему интересно, и развивался бы для себя по своим меркам абсолютно нормально.
Для меня аттестация — это груз, тяжесть, это момент истины: справилась или нет.
Я не хочу знать, справилась я или нет, с чем??? С чем мама должна справиться?
В начальной школе — выучить таблицу умножения, счёт, научить ребёнка писать и читать? Так? С этим я справилась.
Зато не справилась полноценно с развитием самостоятельности у своих детей.
Я хочу увидеть, как дети самостоятельно берут и делают то, что им надо, то, что они хотят, то, чем им интересно заниматься. Ведь тогда мозг работает на полную мощность. Активизирует все процессы познания окружающего мира. У детей совсем иначе, намного глубже происходят эти процессы.
И вот это осознание пришло в конце сентября, когда надоело гнаться за бешеным ритмом, когда нет желания вставать и делать каждый день то, что тебе вроде как делать обязательно.
Тогда-то мы и решили выстраивать понимание детей — зачем им нужны навыки, зачем они что-то делают, зачем куда–то ходят.
У малышки всё просто, она активно пользуется в первом классе возможностью сказать, что сейчас она хочет делать свои дела. Это, конечно, радует, но тревожность о нормах общества, необходимых знаниях, навыках — она всегда где-то рядом, как тень, преследует.
Тревожность из-за аттестации.
Конечно, можно ничего не сдавать до 9-ого класса. Хотя я пока не читала последние новости про семейное образование, но ходили слухи, что ежегодные аттестации для семейников станут обязательными.
Конечно, можно быть и анскулером. Но как?
Это новый океан возможностей, и, наверное, он подкреплён чем-то другим. Возможностями для детей не только образования, но и выбора дополнительного развития в любых направлениях, интересующих ваше чадо.
В моей голове складывается вынужденная картинка необходимости расширения возможностей детей, хотя в состоянии спокойствия приходит осознание того, что для этого ничего не надо делать, для развития их возможностей на самом деле нужно лишь их личное желание.
Не наше родительское "надо", не школьная аттестация, а детское спокойное "хочу".
Чего дети хотят, пока они учатся в школе? Чего дети хотят, когда учатся дома, по программе, или же используя определённые техники – творческий подход, мнемотехники, ТРИЗ?
Не знаю! Мне кажется это глубинным и неизведанным процессом, динамичным. И самое важное в нём — это формирование внутреннего стержня. Это тот момент, когда понимаешь, что ребёнку нужна свобода от слова «надо», чтобы проявилась его воля, что бы он сам сказал:
— Хочу!
Возможно ли такое на школьной скамье? Да, наверное, возможно, у меня, по крайней мере, так было, когда я говорила, чего хочу.
Но отчасти школа, или же аттестации накладывают запреты и ограничения. Я хочу стать смелее и больше доверять своим детям, их инстинктам. Просто отпустить их от занятий и посмотреть, к чему и как они направлены, что они хотят больше.
Сын уже начинает проявлять нежелание сдавать аттестации, хотя я ему поясняю, что они пока что необходимы. Вопрос кому?! Всё-таки мне. У меня огромное желание не сдавать ничего хотя бы класса до пятого. Вообще оставить детей в покое. Но стереотипы, привычки не отпускают чувство тревоги:
— А вдруг всё будет не так, как я предполагала?
— Кто может дать гарантии, что анскулинг поможет ребёнку?
— Где верные шаги его плавного подхода?
— Что надо делать в анскулинге, а чего не делать?
На мой взгляд, анскулинг выглядит как-то чрезмерно радикально, но, с другой стороны, позволяет ребёнку всегда думать о том, что он хочет делать, что читать, что смотреть, что написать.
Последнее время сын просит дать ему возможность написать статью. На что я ему говорю: «Пиши, бери лист, ручку и пиши!» Но на этом всё, он считает, что писать статьи можно только на компьютере. Пока что он ищет путь, исследует. Да, он делает определённые успехи в программных навыковых предметах.
Дочка же — личность, которую практически не реально ограничить, она любит заниматься своими делами. И я этому рада, но когда приходит время почитать, или вопрос встаёт иначе — выбрать, что ей интересно читать, у нас стопор.
Мой страх, что ребёнок не захочет дальше учиться без контроля, не дают отпустить детей дальше, чем предполагает это анскулинг. И наверняка, имея больше возможностей посещения дополнительных секций, дети бы пробовали разное, не задумываясь.
Я предполагаю, что анскулинг более актуален в определённых традициях семьи, где дети старше, хотя и Вальдорфская педагогика нацелена на то, чтобы формировалась воля ребёнка.
Формирование воли
— тот самый процесс, который, как мне кажется, присущ детям очень раннего возраста: дошкольного, лет до 3-х.
В этот период человек приобретает чёткий навык осознанно изъявлять свою волю. А потом появляется общество, социальный строй — и воля, процессы направленные на самосохранение, на обретение себя, на получение от жизни того, что человек хочет, начинают загонять в рамки стереотипов, вешаются таблички, определения, устои.
Как угодно это назовите, но, может быть, если бы мы иначе смотрели на мир, если бы давали детям изначальный выбор идти или не идти, читать или не читать, писать или не писать, может быть, они и развивались бы иначе.
Что нужно детям на самом деле
На самом деле детям важна больше любовь, доверие и помощь родителей, нежели их ограничения.
Таким образом, анскулинг — это инструмент создания личности, любящей себя, уважающей своих близких, и смело движущейся к любой своей цели.
Готовы ли родители к этому, могут ли принять необходимость такого образования?!
Автор: Кира Игоревна Белова, врач-педиатр, многодетная мама, двое деток на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также другие статьи автора:
Мама-педагог — вынужденная реальность?
Сколько часов в день учатся дети на СО?
Где у нас на планете можно спокойно и безопасно учиться?
13 недостатков семейного образования
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.