Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Я хотел ЕГО уже очень давно. Хотел каждым потаенным закоулком своей безнадежно влюбленной в замки души. Хотел с тех пор, как впервые увидел в интернете его фотографию. А иногда хотел даже во сне. Но так получалось, что замок де Валь все время оказывался где-то на самых обочинах наших скитаний по Франции, и добраться до него не представлялось возможным. Наконец, вдребезги искромсав наш маршрут из Дордони в Ниццу, мы с женой все-таки оказался у его стен, и это был наверное самый запоминающийся день во всем путешествии.
Погоды нам на посещение выдали, нужно сказать, самые что ни на есть премерзкие. С утра нечто холодное и колючее безжалостно хлестало по физиономии; серая, тяжкая хмарь, повисшая в воздухе, совершенно не собиралась сдвигаться с места, а к вечеру всезнающий айфон рисовал угрожающие букеты молний и полный крах всех накопленных годами надежд. Однако деваться нам было некуда.
Перво-наперво мы отправились на прогулку вокруг замка, но вместо роскошных видов из интернета на нас со всех сторон смотрела угрюмая, жонглирующая дождевыми тучами махина, которая даже не думала говорить нам заветный Bonjour или хотя бы приветливо улыбаться проблесками синего неба.
Тогда мы решили пойти на хитрость и провести часок-другой внутри замка, чтобы затем, как по мановению волшебной палочки, увидеть совсем другую картинку, за которой собственно и приперлись в такую даль.
Внутренностями шато де Валь богат не сильно. Есть парочка вполне симпатичных залов, но на подобное добро за месяц, проведенный в Дордони, мы насмотрелись вдосталь. Совсем не таких ощущений и впечатлений нам хотелось в те моменты, когда я рассказывал Ирише шестивековую историю этого удивительного замка и показывал самые глянувшиеся фотографии.
Я уже начал было возмущенно поглядывать на любимую жену, потому как за погоду, нечаянные радости, природные феномены и прочую околокультовую дребедень в нашей семье отвечает она, когда Ириша, загадочно посмотрев вдаль, вдруг сказала: «Ща всё будет!» В самом углу неба кто-то могущественный и очень чуткий к просьбам моей супруги бездонно-синими красками начал прорисовать жизнь. Еще не яркий, но уже такой радостный свет полился на нас обещанным проливным дождем и замок проснулся. Сначала немного лениво, а затем разыгравшись на полную катушку, он засиял над озером, и наконец стало ясно, что мы не зря так долго ждали этой встречи.
Мы выскочили из замка, как ошпаренные и принялись носиться по берегу, будто ополоумевшие пернатые, которым сердобольные хозяева от щедрот накрошили зерновых или какого другого пернатого счастья. Но не было в этой гонке никакого прока и смысла ровно до тех пор, пока я не обнаружил прямо напротив замка Царь-Пень.
Это был настоящий Tрон. Остаток ствола когда-то огромного дерева удобно обнял мою спину, какие-то разномастные коряги старательно исполняли роль подлокотников, а перемычка внизу была будто бы создана для ног. В этот момент мне категорически не хватало лишь скипетра с державой, потому как всё остальное было действительно по-царски.
«Всё. Ваше время истекло», – уже через пять минут сообщила нам безжалостная природа, и просить ее о продлении было, судя по всему, бесполезно.
Собственно на этом посещение шато де Валь могло бы и закончиться, потому как обещанный ливень колошматил по крыше машины так, что в ушах звенело. Но русские не сдаются… (даже, если они армяне). Заехав на пару часов в отель, мы как два идиота под проливным дождем поперлись смотреть на закатный замок.
Где-то на полпути магических качеств жена снова начала загадочно улыбаться, а это верный признак того, что она опять о чем-то договорилась на самом высоком уровне и фотоаппарат из рук лучше не выпускать. На этот раз мы решили поехать на другую сторону озера, но добраться до замка оказалось значительно труднее, чем я думал. Через прорезь в казалось бы бесконечной черноте вдруг просочилось закатное, уходящее за горизонт солнце, и это было уже настоящее чудо.
Беда заключалась только в том, что до замка оставалось ехать еще минут пять-семь, а радуга прямо на глазах начинала таять. Здесь полагаться на свою колдунью было бы верхом наглости (и у ее чар бывают пределы), а посему оставшуюся часть дороги я летел, как выпущенный из дурноголовой пушки снаряд. Вонзившись в разметку какого-то облезлого паркинга на берегу, мы успели застать самый конец представления, когда изрядно подуставшие действующие персонажи вышли на заключительный поклон и на мгновенье задержались, наслаждаясь шквалом вполне заслуженных аплодисментов.
Не знаю, кто как реагирует на подобные вещи, но у меня внутри что-то сжимается. Ни говорить, ни думать в такие моменты совершенно не получается; хочется лишь смотреть на все это великолепие и верить в то, что оно продлиться еще несколько минут или хотя бы секунд.
Мы успели сделать буквально несколько фотографий, а затем все погасло, как будто кто-то выключил свет, пожелав всем столь неуместной в данной ситуации спокойной ночи.
Однако, и это было еще не все. Утром, переговорив с девчушкой на кассе, я выяснил, что замок еще и подсвечивается в ночи. Уверенно апеллируя часами и минутами, барышня пригласила нас на 20.30, не поведя при этом ни бровью, ни чем либо более привлекательным. Где-то ближе к девяти вечера я предложил Ирише сходить в чудом не закрывшийся ресторанчик напротив замка, потому как бродить по холоду нам явно уже опостылело, де Валь примерил на себя беспросветный плащ темноты, а выпить за волшебный вечер хотелось просто до одури.
Около 22-00 я наконец спросил у томящейся в ожидании нашего ухода хозяйки про подсветку, и она честно сказала нам, что это Франция, а посему замок иногда горит, а иногда и нет, иногда с девяти, а иногда и через неделю, иногда до полуночи, а иногда и зимой. Ничего кроме удачи она нам напоследок пожелать не могла, а квоту везения мы на сегодняшний день уже вроде бы полностью выбрали.
На коротком семейном совете было решено дойти до моего трона, выкурить на нем по последней пахитоске и ехать домой, если …. Про «если» решили даже не заикаться. Жена на этот раз вероломно молчала, последняя, растянутая до бесконечности затяжка, предательски встала в горле комом, а замок загораться по-хорошему не желал. «И пошли они (чем-то) там палимы,повторяя – суди ЕГО бог»,И покуда я видеть их мо…Где-то на этом месте все вокруг нас вдруг стало светло, а из черноты ночи вынырнул во всей своей красе оказавшийся столь щедрый на подарки шато де Валь.
Стоит ли говорить, что следующий забег вокруг замка закончился уже где-то за полночь. Он был уже не такой спорый, потому как ноги отказывались двигаться и не такой эмоциональный, ибо даже у счастья бывают свои пределы, но и его я вряд ли когда-либо ухитрюсь забыть.
Вот теперь все действительно завершилось. Ждать, что еще через полчаса небо озариться салютом или шпиль башни проткнет заблудившуюся в тучах луну, было бы уже слишком, и мы, для приличия посетовав на вечную непруху, поехали в отель. Рассказывая об этом дне, я умышленно не сказал ни слова про историю замка и перипетиях его борьбы за жизнь. Наверное здесь, в этом калейдоскопе событий и чувств, они были бы неуместны, но одну дату обойти все-таки невозможно.
В середине 1946 года шато де Валь должен был исчезнуть с лица земли. Компания EDF (Электрисите Де Франс) выкупила его у владельцев и должна была утопить в озере, образовавшемся после запуска плотины. Однако, вода лишь облизнула подошвы старинного замка, остановившись всего в нескольких метрах от его основания. Кто-то назовет это ошибкой инженеров, кто-то сочтет за изменение планов, а по мне так случилось ровно то, что и должно было случиться. Франция — это не та страна, в которой в мирное время, в середине XX века мог погибнуть такой красавец, и он конечно выжил.
Фото тех лет
И еще один забавный факт из жизни шато де Валь. Не говорите мне, что увидели этот замка впервые. Ни за что не поверю, потому что открыл его красоту для нас еще в далеком 1960 году режиссер Андре Юнебель. Опять ни о чем? А как насчет Жана Маре, карабкающегося по отвесным стенам за своей красавицей Эльзой Мартинелли.
Фильм «Капитан» в Советском Союзе наверное не видели только слепые, а снимался он именно в шато де Валь, потому что, где как не здесь «капитаны» выглядят столь героическими, ангулемские Жизели столь женственными, а борьба с негодяями столь справедливой?...
То самое окно, в которое герой нашего детства играючи залезал за своим вполне заслуженным поцелуем.
Сhateau de val — 45°26'35.9"N 2°30'22.3"EМой рейтинг – 9,5/10