Магадан рос быстро. Но это отнюдь не влияние золотой лихорадки. Разумеется, стране был нужен драгоценный металл. Но ей же были нужны и хлеб, и уголь, и сталь. «Тираж газет и журналов за последние пять лет возрос в двенадцать раз,—писал о том времени Юлиус Фучик в книге «В стране, где завтра является уже вчерашним днем»,— а бумажный комбинат в Балахне только недавно ввел в строй новую машину. На газетном листе без полей ты прочтешь об успехах в строительстве Днепростроя и о проекте Ангарстроя... о перевыполнении плана на Харьковском электрозаводе, новых металлургических предприятиях в Крыму, о закладке крупнейшей шахты в Донбассе.
Не хватает гребешков.
Но в Саратове строится завод комбайнов, которые счешут урожай со многих миллионов гектаров совхозных и колхозных полей.
Не хватает спичек.
Но в Магнитогорске зажигают вечный огонь в гигантской долине... Не хватает...
Всего не хватает!
Всего не хватает, потому что страна уже давно перешагнула детский возраст промышленности времен царизма».
Лет десять назад в советской печати обсуждался вопрос о том, как осваивать Север: строить постоянные города и поселки или применять вахтовый метод, то есть без постоянного населения в приисковых поселках. Уместно вспомнить судьбу американского города Доусона, воспетого в произведениях Джека Лондона. Городок этот переживает запустение. А причина в том, что кончилась золотая лихорадка, породившая его.
Золотая Колыма с самого начала осваивалась комплексно. На ней развивались сельскохозяйственные предприятия. Кроме золота разрабатываются другие полезные ископаемые. В первых образцах Ю. А. Билибин открыл олово. Будущее Колымы можно представить, наблюдав развитие соседствующей с ней Якутии. Тот же самый Алдан, например, славится теперь добычей слюды. Уголь, железная руда будут добываться и перерабатываться в краю вечной мерзлоты в уже недалеком будущем. Байкало-Амурская магистраль вызовет к жизни глухие окраины Якутии.
Летом 1928 года В. А. Цареградский производил опробования в пойме реки Магаданки. Золота там не нашел. Это обстоятельство не помешало возникнуть городу. Спустя десятилетия обнаружилось, что золото вблизи областного центра есть. Совсем рядом. Даже если измерять расстояние не «колыметрами». На сто шестом километре дороги Магадан — Усть-Нера стоят эти резко очертанные сопки, радуя глаз своей живописностью. Оказалось, что они таят в своих недрах золотые сокровища. Это выяснила поисковая партия В. Л. Яскевича в полевой сезон 1964 года. Сейчас здесь построен Карамкенский горно-обогатительный комбинат, перерабатывающий золотую руду.
На двадцать четыре метра поднялся главный корпус обогатительной фабрики, с ним соединены переходами четырехэтажное каменное здание административно-бытового комбината, помещение разгрузки руды. Рядом — блок вспомогательных цехов под одной кровлей, компрессорная.
Сложный, уникальный в своем роде комплекс. Легкий корпус с алюминиевыми ограждениями, перекрытие из профилированного настила, пенополиуретановый утеплитель. Это очень эффективный материал, обеспечивающий даже в северных условиях полную теплозащиту при толщине в пять—восемь сантиметров.
Все операции — выемка, доставка, размельчение и химическая обработка руды — полностью автоматизированы. Это очень важно для здоровья людей, потому что извлечение металла будет происходить при помощи сильнодействующих ядохимикатов.
Забота о людях чувствуется во всем. Крытые переходы берегут от холода, а значит, от простуды. Горняки могут переменить одежду, получить молоко или кофе и, пройдя в посадочный павильон, уехать в вагончике в гору.
Просторные, емкие бытовые помещения в здании административно-бытового комбината, где разместятся раздевалки, душевые, специальные мойки рук для работающих на вибраторах. Здесь же столовая на пятьдесят мест, приемный пункт химчистки, ремонта одежды и обуви, хороший медпункт.
На фабрике есть автоматизированная система управления механизмами и агрегатами, а на руднике — информационно-диспетчерская служба. Данные о работе всех механизмов обрабатывает электронно-вычислительная машина.
Технологическая цепочка берет начало в горе, а заканчивается у дамб хвостохранилища, рассчитанного на два миллиона кубометров отходов производства, так называемых «хвостов». Руда проходит через сложнейшую систему пульповодов, конвейеров, агрегатов, пока не отдаст вкрапленный в нее металл.
Путь этот от начала до конца занимает около десяти дней.
Путь же к этому уникальному предприятию был нелегок. По сути дела это было второе открытие Колымы. Для того чтобы понять значение этого открытия, надо еще раз вспомнить теории происхождения золотых месторождений.