По всей видимости, мы наблюдаем окончательное падение медийной личности Навального как политической фигуры и хоть какого-то лидера общественного мнения. Можно смело предположить, что еще годик или два, и о блогере Навальном будут помнить только его самые преданные сторонники и парочка политических исследователей, занятых распутыванием клубков политических споров недавнего прошлого.
После всех очевидных даже для фанатов Алексея Навального несостыковок в многочисленных версиях о причинах его коматозного состояния и важности длительного пребывания в Германии уже после выписки из клиники «Шарите» основатель ФБК подал первые признаки сколько-то определенных стремлений к собственному будущему. Оппозиционный блогер, по сведениям целого ряда российских и иностранных СМИ, подал германским властям прошение о продлении его шенгенской визы.
Если это правда, то событие знаковое. Продление пребывания Навального в Германии тянет за собой целый ряд общественных и политических последствий как для самого блогера, так и для всей его организации, оставшейся в России.
Уже давно возникают сомнения, почему Навальный вот уже которую неделю вполне себе вольготно проживает в отрогах немецких Альп, гуляет и вообще ведет активную жизнь, но при этом не подает никаких признаков сборов для возвращения обратно в Россию. Особенно на фоне того, что сам публично заявлял, стоит только ему восстановится после инцидента, сразу же вернется обратно. Очевидно, что продление шенгенской визы станет показателем закрепления его статуса в Евросоюзе. Ведь изначально пускали его в Германию, как позже поползли слухи, по личному приказу канцлера Германии Ангелы Меркель. Если следовать дальше логике европейского права, то после прохождения всех официальных процедур Навальный может легально пребывать в Германии или другой стране Европейского союза в статусе политического беженца. Тем более что медийное обоснование всей истории с преследованиями ФСБ и отравлениями проведено качественное.
У перехода Навального в разряд политических беженцев есть как свои плючы, так и минусы. Со своей точки зрения укажу, что при первоначальной новой волне популярности и обсуждаемости этого перехода в долгосрочной перспективе позиция будет проигрышная.
Первоначально блогер получит и дополнительные плюсы к своей медийной и повестке, возможно, даже дополнительное финансирование от своих хозяев. Но не стоит забывать, что переезжая по сути в другую страну, тем более в нынешней ситуации нарастания конфронтации между Евросоюзом и Россией, блогеру после первых новостных сводок можно забыть про свой авторитет внутри России и оставить попытки на дальнейшую политическую карьеру.
Навальный может не желать возвращения в Россию по куда более банальной причине. Он все еще находится под следствием по делу о клевете на ветерана Великой Отечественной. Против него самого и лиц из его окруженияподаны многочисленные гражданские иски на миллионы рублей — по причине клеветы и фейковой информации, распространяемой ФБК в их расследованиях. По возвращении Навальный вновь вернется в свой статус подозреваемого со всеми вытекающими. ВК нему вернутся все ограничения на передвижения, которые с него оперативно сняли, лишь бы спасти жизнь.
Навальный может и не желать возвращения потому, что прекрасно понимает, что российские врачи в России могут независимо оценить его состояние здоровья, взять соответствующие анализы и получить данные, какие Запад не устроят. К примеру,, что никаких органических изменений или следов воздействия ядов в организме не было и нет. Тогда придется долго и нудно объясняться и Германии, и Франции, и Швеции, и ОЗХО. Рухнет вся организованная медийная схема с вбросом историй про «Новичок» и последующим введением санкций против российских должностных лиц.
Отдавать просто так столь важного свидетеля не будет, скорее разорится на статус политэмигранта, обеспечив Навальному политическую пенсию в кругу таких же болезных и клоунов из закулисья условного «Форума демократической России».
И, конечно, нельзя исключать варианта банальной усталости и осознания самим Навальным бесперспективности и неэффективности своей деятельности. Какие надежды его ФБК возлагал на то же «умное» голосование». Они грозились чуть ли не отобрать монополию у «Единой России». Итоги и прошедшего единого дня голосования, где единороссам практически везде удалось сохранить или даже нарастить фракции и избрать своих председателей, и недавних выборов в Екатеринбурге, где кандидаты от «умного голосования» провалились с треском, наглядно продемонстрировали провал технологии.
В его последних видео и интервью хорошо видны усталость, нарастающая апатия и неверие. По факту, осталось всего две причины, по которым Навальному нужна активность в России.
Во-первых, нужно поддерживать сбор донатов. Дочка учится в Стэнфорде, сам Навальный засел в Германии — деньги нужны, и нужно их много. Жить на пособие по безработице Навальный не привык.
Во-вторых, надо поддерживать видимость своей важности перед западным хозяевам. Ведь Навальный без какой-либо поддержки внутри страны — просто очередной никому не нужный эмигрант. Да и за Навальным тянется своя роль в действе с «отравлением». Он все еще опасный свидетель. Если как медийная личность Навальный совсем исчезнет, причин оставлять его в живых вообще не останется.
Хотя уже видны истинные желания Навального — красиво гулять на альпийских курортах и теплых пляжах за чужой счет.