Найти тему

Ретивые лидеры дистанционного образования – кто они?

Это директора московских школ, между которыми Департамент образования Москвы устроил своеобразное соревнование: кто больше отличится на поприще внедрения дистанта – тот и получит приз в виде аттестации на льготных условиях. «Кандидаты и (или) руководители, имеющие статус победителя проекта или работающие в образовательной организации – лидере дистанционного обучения, вправе обратиться в Аттестационную комиссию для зачета первого этапа аттестации в течение одного года с момента получения указанного статуса или включения образовательной организации в список лидеров дистанционного обучения». Руководитель Департамента образования и науки г. Москвы, Приказ № 304 от 11.09.2020.

Скрин приказа 304 от 11.09.20
Скрин приказа 304 от 11.09.20

Скрин приказа 304 от 11.09.20
Скрин приказа 304 от 11.09.20
-3
-4
-5

Теперь становится понятно, почему директора школ, которые автономны в осуществлении образовательной деятельности и сами вправе определять порядок обучения и которым дана лишь рекомендация Министерства Просвещения – перейти на дистанционное образование – уцепились за эту рекомендацию как за приказ и делают все возможное, лишь бы оказаться в этих самых «лидерах»: рапортуют, пишут отчеты об успешном внедрении электронных платформ, снимают жизнерадостные видеоролики о дистанционных занятиях и отсылают в департамент жизнерадостные показатели о количестве проведенных уроков с помощью МЭШ, о переходе на платформу «Тимс», о качестве применяемых дистанционно программ…

Конечно, ведь, чем выше показатели, тем больше благ они сулят: аттестация, рейтинг, баллы, регалии, звезды, карьера. Все, кроме интересов того, для кого якобы организован этот процесс. Школьники. О них забыли в процессе борьбы за лидерство в дистанте. Потому что никого из будущих и настоящих лидеров не волнует ни качество знаний, ни здоровье детей, ни даже тот факт, что вся эта суматоха вокруг соревнований и борьбы за регалии – просто пшик, пустой звук, очковтирательство и создание видимости работы.

Не верите? Давайте посмотрим на процесс изнутри. Возьмем обычную московскую школу № 875 в Западном округе, в которой учится один из внуков ответственной бабушки, переживающей за образование и здоровье школьников. Вот что рассказала Мария Васильевна:

В сентябре значительная часть родителей школы написала заявление на имя директора об отказе от МЭШ, РЭШ и других электронных платформ, как непроверенных, неаккредитованных, полных сомнительных заданий и ошибок. Такие ученики стали заниматься только по печатным сертифицированным материалам (учебникам, рабочим тетрадям) и игнорировать задания с использованием электронных платформ. Тем не менее, школа сдает отчеты об успешном применении электронных материалов и тем самым зарабатывает звание лидера дистанционного обучения. И совсем не важно, что администрация сознательно вводит в заблуждение вышестоящие инстанции: рейтинг-то важнее.

В октябре в той же школе многие родители (законные представители) школьников написали заявление с отказом от дистанционного обучения. Родители решили сберечь физическое и психическое здоровье своих детей и вот уже два месяца эти дети учатся по старинке: по учебникам, тетрадям, разбирая самостоятельно параграфы без всякой помощи учителя. Сложно? Конечно. Но намного гуманнее и полезнее, отмечают как родители, так и бабушки-дедушки, чем мучить детей по 8-10 часов в день у экрана компьютера с низким качеством связи и очень малой эффективностью занятий. И учителя, и администрация в курсе, что значительное количество учеников избавлено от дистанционного бреда – и что же? Следуют отчеты об успешных и качественных дистанционных занятиях, о том, как быстро и школьники, и педагоги освоили этот новый вид взаимодействия!

Конец ноября – конец триместра. Проблемы с аттестацией учеников… Действительно, как поставить отметки, например, по физкультуре? По музыке? По технологии? А также как аттестовать детей, которые не выходят на дистанционные сессии? Ответ вроде бы лежит на поверхности: а не надо никого аттестовывать. Не надо делать вид, что учеба идет, что дети получают знания; давайте честно признаемся, что все эти усилия не привели к должному результату. Давайте отпустим детей на каникулы до лучших времен, а учителей займем пересмотром программы с учетом пропущенных месяцев – март, апрель, май, октябрь, ноябрь. Необходимо срочно вернуться по программе назад, где остановилась нормальная учеба и начался хаос под названием «соревнование администраций школ за звание лидера дистанционного обучения»…. Нет, конечно нет. Какое администрации дело, что дети деградировали и не только не приобрели новых знаний, но и все старые растеряли за это время.

И директор отдает распоряжение – аттестовать всех учеников. Хоть как-нибудь. Главное – не испортить показатели. Классные руководители, на которых возложена эта ответственность, начинают бешено названивать родителям, пугая их страшным словом: «неаттестация» - ведь это позор для каждой семьи и личные проблемы школьника! О том, что это неприятности для школы, конечно, никто не говорит. Как рассказала Мария Васильевна, утро начинается с тревоги в чатах: не хватает отметок по ряду предметов, срочно выполнить и сдать хоть что-нибудь! Любая ерунда подойдет, и неважно кто этим будем заниматься. О знаниях речь не идет, все – исключительно «для галочки». Учителя торопят, нервничают. И послушные родители, стремясь спасти свое чадо от неприятностей и угодить педагогам, бросаются делать странную и бестолковую работу: писать рефераты по физкультуре, копировать из википедии биографии композиторов и выполнять еще кучу бесполезных заданий, результаты которых никто никогда даже не посмотрит, потому что главное – иметь повод поставить оценку и вожделенную 100-процентную аттестацию.

Будет аттестация у школьников по результатам непонятно чего – будет она и у директора школы. А для него это событие уже не за горами: через месяц ему надо будет выйти к тумбочке и уверенно отчитаться об успехах вверенной ему школы, о высоком рейтинге, о никому не нужной, но успешно применяемой программе «Конструктор» (это когда с 5-го класса и дети, и учителя оказываются в полном тупике с плохо разработанной и непонятно куда ведущей новой стратегией). И, конечно, МЭШ бодро шагает по стране, а бодрее всех в школе № 875, и все школьники вместе с родителями радостно приветствуют дистанционное обучение!

Вот такие отчеты составляют директора школ. Много у них, у бедных, забот: не дай бог рейтинг покачнется, или баллы мимо пролетят, или звезда не найдет героя. А пока администрация так занята, все и забыли, что разменная монета в этой борьбе за лидерство – дети. Именно они, наша надежда, наше будущее, попали под колесо административной машины. И можно ли им помочь, вытащить их, тонущих в дистанте, погрязших в электронных платформах, отупевших от гаджетов? И кто им поможет? Вопросы – пока без ответа.