Петр — единственный реформатор в России, которому преобразования удалось довести до конца. Это означает, что за ним стояла целостная мировоззренческая система.
Яков Брюс — проводник масонской идеологии
Петербург — это воплощение замыслов Петра I про то, как должен выглядеть идеальный город, государство, да и вообще идеальное устройство мироздания. Он называл этот город Новым Амстердамом, «новым раем». И реформы начинались оттуда. В Москву они приходили косвенно, опосредованным образом.
«Откуда эти идеи у Петра?» — возможно, спросите вы. По-видимому, от Якова Брюса и косвенным образом от его впечатлений, которые он почерпнул в Великом посольстве.
Проблема Петра была в том, что он не получил систематического образования. Об этом он всю жизнь сожалел и говорил: «Детушки, учитесь! Вот если бы я мог, как вы…».
Проводником идеологии, целостной идеологии как системы масонских взглядов, взглядов великого Ньютона был Яков Брюс. В Лондоне он встречался с сэром Кристофером Реном и Ньютоном, которые дали ему полномочия и некую миссию.
Брюс был, если угодно, советчиком Петра, советником в самом высоком смысле этого слова. Государь поверял ему самые высокие свои думы, Брюс был его другом, конфидентом Петра в смысле тех сомнений, которые тот иной раз испытывал, но не считал возможным показать окружающим.
Петр воплощал определенные идеологические принципы. Это заметно и по виду Петербурга, и по той настойчивости, с которой он свои реформы проводил, и по тому, что он не боялся никакой оппозиции.
Но вернемся к Ньютону. Есть некоторые сомнения: действительно ли он был масоном? Дело в том, что сэр Исаак Ньютон был человеком исключительной скрытности и робости. Он был так устроен психологически. Под конец жизни он ведь сжег большую часть своего архива. Но по мировоззрению Ньютона, по огромному его наследию, которое было опубликовано, понятно, что это мировоззрение было масонским.
Был ли Ньютон мастером какой-нибудь ложи? Скорее всего, да. Но он все время избегал всяких формальных знаков отличия. Ньютон был человеком в высшей степени непубличным и очень скромным. И, возможно, формальных знаков он не принимал, в отличие от Кристофера Рена, который был Мастером стула, т. е. председателем ложи.
Продолжим нашу экскурсию по Петербургу. Город Петра — особый город, в котором буквально каждое здание — это есть некая страница в область неведомого. Например, знаете ли вы, какое здание расположено в вершине треугольника, символизирующего лучезарную дельту? Правильный ответ — Адмиралтейство.
Дельта — это треугольник, символ очень древний. В эзотерической традиции, восприемником которой считает себя масонство, этот знак давно и прочно укоренился. В Петербурге эта лучезарная дельта красуется на фронтоне Казанского собора.
Что касается Адмиралтейства, то в XIX веке так было распланировано, что к нему стали вести три улицы: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица. Вот они и образуют как бы треугольник.
В первом варианте здания Адмиралтейства, который строился по личным чертежам Петра I, была верфь. Надо понимать, что такое был корабль для тех времен. Тогда он был воплощением суммы технологии, как сейчас реактивный самолет.
При участии иностранцев, иной раз под их руководством, но делали свои мастера. И все более и более увеличивался процент тех людей из России, которые принимали участие в проектировании и в изготовлении судов. То есть детище Петра — флот, прежде всего. Недаром на игле адмиралтейской, на шпиле, — кораблик.
Значение новых символов
Относительно сигнала, который этот символ должен был дать жителям России, есть некая полемика, некий экскурс в метафизику. Дело в том, что за всеми делами, которые совершали масоны, братья, есть, помимо пласта житейского, бытового, пласт бытийный, метафизический.
Кроме того, массированное внедрение в российскую жизнь андреевской символики. Андрей был почитаемым святым в России, но не так, как Николай или Георгий. У каждой страны есть некие святые покровители. Андрей — покровитель Шотландии. И то, что шотландский Андрей попал в Россию, — это тоже заслуга Ньютона и Брюса.
Напомним, что Яков Брюс был прямым потомком шотландских королей и даже имел права на шотландский престол, но выбрал возвращение в Россию и служение ей.
Сам город Петербург — это спор Андрея и Петра, двух апостолов, двух братьев по евангелевскому рассказу. Петр — апостол Рима и ключарь рая. Герб Ватикана — два перекрещенных ключа, а герб Петербурга — два перекрещенных якоря. Петр — назначенный апостол, а Андрей — первозванный.
Что истинный символ Петербурга? Корабль на шпиле Адмиралтейства, который всегда устремлен куда-то по волнам, или якорь, который должен удерживать? На этот вопрос до сих пор нет ответа. С одной стороны, Петербург — город новизны, революционных идей. Все революции начинались именно там. С другой стороны, это город Медного всадника, который над ним царит.
Что же все-таки символизирует лучезарная дельта? Всевидящее око Господне означает, что человек признает божий промысел над ним, что Бог все видит и ему есть до тебя дело, т. е. это наполняет человека некой огромной внутренней силой. И этот знак был присущ многим эзотерическим традициям и масонству как их восприемнику.
Учреждение этой лучезарной дельты в виде треугольника улиц, в виде острова Новая Голландия означает то же самое: да взглянет Господь благосклонно на наши грандиозные, небывалые деяния. Пусть у нас будет все, как в Голландии; все флаги будут в гости к нам; пусть мы торгуем со всем миром; пусть мы завоюем моря; пусть мы процветем на торговле, но не будем отступать и в войне — вот что это значит.
При Петре I начались вещи, которые воспринимались многими, в частности, церковью как революционные. Был брошен вызов символике, укладу жизни. Например, поклонение мощам и реликвиям было подорвано, особенно после реформ Прокоповича.
Петра I многие сравнивают с Иосифом Сталиным. О последнем мы говорить не будем, о Петре же скажем, что он — титанический преобразователь России. Реформы, которые он осуществил, невозможны были без издержек. Но если кто-то думает, что на строительстве Петербурга погибло столько людей, сколько на рытье Беломоро-Балтийского канала при Сталине, тот сурово заблуждается.
Вот несколько фактов (об этом писал Ключевский). Люди, которые работали в Питере как мастеровые, получали жалование, на которое содержали всех своих родственников в деревнях. Петр лично иной раз ел из котла солдат. Он тщательно следил за тем, чем народ питается, в каких условиях живет.
Петр не проезжал мимо в лакированных дрожках и не морщил брезгливо нос в надушенный платок. Нет. Он вместе с ними махал и рубанком, и долотом, и топором, и молотом. Что же касается условий, они были не санаторные. Но не надо представлять их как рабские.
При Петре I были организации, подобные масонам, но, собственно, масонских лож как таковых, с документами, с полномочиями, с грамотами, не было. Например, существовало «Нептуново общество», которое заседало в Сухаревой башне. Сначала его председателем был Лефорт, потом Патрик Гордон, затем Брюс.
И, наконец, главный вопрос: был ли Петр I масоном? На сегодня никаких свидетельств об этом нет. Вероятно, Петр мог бы вступить в масонскую ложу, но не сделал этого потому, что он никогда не умел вполне подчиняться, а дисциплина в братстве предполагает подчинение даже коронованным особам.