Найти в Дзене
Е.П.Р.С.Т.

Как я опустился до самокопирования и дважды продал одну выставку, москвичам и китайцам в 2008 году

Был такой случай в моей жизни, как художника, довольно постыдный, когда я продал одну выставку два раза. Это было в 2008-ом году, приблизительно, тогда отовсюду шли бешеные деньги.

Сразу сделаю отступление для непосвященных, что у художника продаются картины только через выставки, или потом, по шлейфу после выставок.

Так вот, у меня была выставка в Липецке, долго планируемая, к которой я тщательно готовился, потому что не был уверен в Липецке. Тем не менее выставка произошла и у меня сразу купили пару картин, ну и я подумал, что все, отстой. Но тут мне звонят из Москвы и говорят, что мы покупаем у вас всю выставку полностью. Деньги были меньше, чем каждая картина в отдельности, но если все оптом, то получалось очень хорошо. Я согласился.

Потом за деньгами мне пришлось ехать в Москву, так как купили москвичи, и они мне выдали наличность в долларах. Там был один прикольный момент, примета времени, как передергивают в обменниках. Когда галерист вручил мне пачку долларов, он меня предупредил: если будешь менять, то сейчас в обменниках такая фишка - кладут в приемник стопку денег и скидывают назад к себе часть купюр (их не видно), человек берет только видимую часть, а если пересчитывает и обнаруживает недостачу, то девушка ему невинно говорит, посмотрите в деньгоприемнике, может что-то там осталось, и там действительно они лежат. Такой безопасный способ обмана. Так все и произошло, но я был вооружен информацией, и получил все деньги сполна, далеко залез рукой в приемник и нащупал там скинутые купюры (их оказалось очень жирно, четвертая часть, наверно), злорадно посмотрев при этом на кассиршу.

"У Буратино все получилось". Эта была на выставке. Фото автора.
"У Буратино все получилось". Эта была на выставке. Фото автора.

Хорошо. Сижу дома с деньгами, пожинаю лавры, думаю о покупке машины.. Тут звонок, ко мне едут китайцы. Они заблудились, не смогли найти Раненбург.

Но китайцы все-таки приехали через неделю, вернее две китаянки. Они сказали, что им известно, что вся моя выставка продана, но хотят, чтобы я это все полностью повторил. Я был в шоке.

Я им говорил, что выставку невозможно повторить. Но они посулили мне деньги в два раза больше.

Я им повторил не все, а основные работы, которые были на той выставке, но в результате получил в полтора раза больше, чем от москвичей.

На самом деле они охотились за соцреализмом нашим провинциальным, а я попал под ажиотаж, что у меня скупили всю выставку, хотя я примитивист. К тому же они из Харбина были. А это город с русским духом.

"Деревня музыкантов". Эта тоже уехала в Харбин, кажется. Фото автора.
"Деревня музыкантов". Эта тоже уехала в Харбин, кажется. Фото автора.

Мы заключили сделку, что через год они приезжают и я выдаю им 25 картин. Я им сказал, что мне понадобятся авансы на краски, на проживание, потому что пока я пишу для них картины, я не смогу ничего продавать. Они согласились и авансы высылали исправно, молодцы.

Когда приехали, главная китаянка сказала, наверно, ты тут самый богатый на улице. Это было далеко не так, поэтому я посмотрел на нее с удивлением. Впрочем, возможно, это переводчица наврала. Главная китаянка была худенькой и красивой, выпускала в Воронеже линию косметики китайской и приехала с переводчицей. Переводчица была молодой, но толстой китаянкой и я чувствовал, что переводит не точно, потому что она с трудом со мной разговаривала по русски.

Китаянку я пригласил широким жестом на кухню, хотел угостить рыбой. Китаянка застыла и не смогла двигаться, я долго не мог понять, в чем дело. Потом ее толстая переводчица объяснила мне, что Таня (так решила себя назвать китаянка) очень боится кошек, потому что в детстве на нее напала кошка. Только тут я увидел, что под столом на кухне сидит наш Рыжик и внимательно осматривает китаянку, явно собираясь на нее напасть. Я взял Рыжика в руки, демонстративно погладил, что нисколько не успокоило Таню. И я отправил его гулять на улицу, чему мой Рыжик очень сопротивлялся, так как почуял легкую добычу в лице китаянки.

Ну, ладно, я накормил ее тушеной горбушей, а она подарила моей жене жемчужное ожерелье.

Я подумал, что мы квиты, так как ничего не понимал в жемчуге. Я решил, что это дешевый китайский жемчуг. Впоследствии оказалось, что это не так. Это был хоть и отчасти искусственный, но довольно дорогой продукт. Жене понравилось очень.

Она хотела сбить этим цену. Так как я вообще не люблю драгоценные камни (кроме тех, которые режут стекло, но это отдельная история), а моя жена просто не успела шепнуть мне на ушко: сбавь им цену, это очень хорошее ожерелье, - то я был непреклонен и сбавил всего процентов на пять. По взгляду китаянки, когда мы рассчитывались, я понял, что она в ярости. Но я остался непреклонен. Ведь картины я писал честно, почти год, вот это мне было достоверно известно. И жемчужное ожерелье я не заказывал.

Тем не менее, китаянка Таня погасила свою ярость и мы расстались вполне дружелюбно. Потом еще переписывались по почте, вроде она делала мою выставку в Харбине, собиралась издавать альбом моих картин, но это не точно. Потом вдруг моментально исчезла.

Тем не менее, факт остается фактом, я продал одну выставку два раза, один раз московским (они в Лондоне потом сделали выставку с моим картинами) и еще китайцам в Харбин.

Меня жена потом лет пять еще ценила, как добытчика и заработчика денег. И, конечно, я купил машину, девятку. Сейчас у меня уже другая, но и та хорошо отъездила. Еще холодильник купил, кучу тряпок для жены и детей, в общем хорошо жили.

Картина и фото автора.
Картина и фото автора.

Единственный минус: прошел слух по городу, что я разбогател. После этого, когда я как-то уже в 14-ом году обратился за пособием по безработице, мне отказали: говорят, нам известно, что вы хорошо зарабатываете на картинах и не платите налоги.

А именно в это время я почти не продавал картины.

Впрочем, нет, был гораздо больший минус - самокопирование постепенно убивает талант и я это заметил. Долгое время после этого мне просто не хотелось притрагиваться к кисти. Писал через силу.