Мы уже удивлялись работоспособности нашей власти. Казалось бы, пора отдохнуть, устав от поправок к Конституции, но государство не дремлет. И вот Правительство направляет в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"». Иноагентов и всех нас, кому помогают НКО, ожидает много интересного (нет). Рассказываем, что нового придумало правительство и что с этим не так.
Первое – это обязанность иноагентов ежегодно отправлять в Минюст программы деятельности (список мероприятий) и отчёты об их исполнении или неисполнении. А Минюст сможет запретить проводить любое мероприятие – или выполнять всю программу целиком. Невыполнение решения ведомства влечет за собой ликвидацию НКО. Никаких четких и понятных критериев, н основе которых Минюст будет принимать свои решения, в законопроекте не приводятся. Хозяин – барин.
Пока вы читаете это и недоумеваете, продолжаем рассказывать о правках. Еще Правительство предлагает проводить проверки в тех случаях, когда в Минюст поступит сообщение от госорганов (тоже любых), организаций или любого человека, что НКО принимает участие или сотрудничает с «нежелательной организацией». Будут ли предварительно проверять информацию или поверят «информаторам» на слово – закон не говорит. И что это за такая информация – тоже не ясно. Достаточно сказать: «Мне кажется, НКО «Ромашка» сотрудничает с «нежелательными», – или этого мало и нужны какие-то конкретные факты и источники?
Также документ предполагает расширение понятия «иностранного финансирования». Правительство предлагает считать таковым случаи, когда «бенефициарными владельцами» (это те, кто прямо или косвенно владеют юридическим лицом или оказывают существенное влияние на принятие им решений) НКО являются иностранные граждане или лица без гражданства.
Получается, там, где есть иностранец – есть иностранное финансирование (даже если его нет). Напомним, в действующей редакции закона о НКО иноагентами являются организации, которые получают деньги и имущество от иностранных государств, органов, граждан, организаций. Кто является бенефициарным владельцем, для закона значение не имеет (пока не приняли поправки, разумеется).
Также законопроект запрещает регистрацию подразделений иностранных НКО в жилых помещениях. Снимайте офисы, господа! Нет денег – проблемы ваши, не государству же об этом думать.
Всё это, очевидно, нарушает нормы Конституции. Статья 30 говорит: «Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Да и статьям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод нововведения тоже противоречат. Документ гарантирует свободу объединений (ст. 11) и запрет дискриминации (ст. 14). А Россия всё же обязалась исполнять нормы Конвенции. Но что мы только ни обязывались исполнять и не исполняли… Все эти правки нужны для усиления контроля государства за деятельностью неугодных организаций. А предлог для этого выбрали благородный. Согласно пояснительной записке, нововведения необходимы для «совершенствования законодательства в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства».