Оригинал статьи опубликован 21.07.2019 на портале Луна Инфо.
19 июня (2019 г) на выездном заседании Совбеза РФ врио губернатора Санкт-Петербурга пообещал решить проблему нелегальных прогулок по крышам города. «Мы пришли к тому, что ставим видеонаблюдение в парадных и на чердаках. Некоторые управляющие компании ставят системы охраны. В течение этого года нам удастся справиться с проблемой».
В свои школьные годы я обошёл не один десяток крыш Санкт-Петербурга. Поднимаясь на чердаки, я наблюдал очень интересные картины. Чем ценнее был вид с крыши, тем более изощрёнными они были. Про легко срезаемые навесные замки я молчу. На дверях часто можно было увидеть целые гроздья срезанных дужек. Намного забавнее было видеть раскуроченные стальные двери с врезными замками. Сигнализации, камеры? Всё это в разбитом виде тоже мне неоднократно встречалось. На основании этого можно сделать простой вывод: ограничения не работают.
Не работают они ровно потому же, почему средства от насморка не лечат грипп. Экскурсии по крышам – лишь симптом большой болезни туристического Петербурга, а именно тотального дефицита смотровых площадок. Ещё больше эту болезнь усугубляет рельеф Петербурга. Во многих городах роль смотровых выполняют холмы и возвышенности (Воробьёвы горы в Москве, Монмартр в Париже). В Петербурге ближайшая к центру видовая возвышенность – Пулковские высоты, которая вряд ли может считаться городской смотровой площадкой.
Особенно хорошо иллюстрирует выдвинутый тезис сравнение Петербурга с ближайшими европейскими столицами: Таллином и Ригой. Рассмотрим фрагменты карт центров трёх городов в масштабе 1:20000.
Чуть позитивнее картина становится, при переходе на меньший масштаб. Например, 1:50000:
Уменьшение масштаба позволяет приблизиться к абсолютным показателям столиц Прибалтики, однако не спасает при рассмотрении показателей относительных. Смотровые площадки интересны как гостям, так и жителям города. И в обслуживании интересов и тех и других Петербург значительно уступает соседям:
На одну смотровую площадку в Петербурге приходится более чем в три раза больше туристов, чем в Таллинне или Риге. Горожанам приходится ещё менее сладко: почти в 20 раз больше людей на одну смотровую, чем в столице Эстонии.
Уступает Петербургская «сеть смотровых площадок» не только количественно, но, что печально ещё и качественно. Для оценки качества смотровых был применён интегральный критерий, включавший в себя следующие показатели: расположение, необходимость приобретения билета, доступность для маломобильных категорий населения, высота, загруженность, комфорт пребывания и наличие у смотровой площадки дополнительного функционала. Из 14 максимально возможных баллов Петербург смог набрать только 6, в то время как Рига и Таллинн получили 8 и 10 соответственно.
Спрос всегда рождает предложение. Качественный и количественный дефицит официального предложения порождает предложение неофициальное. Так появляется «чёрный рынок». В случае со смотровыми площадками, формой этого «чёрного рынка» становится руфинг.
Бороться надо не с симптомами болезни, а с её причиной. Тем более, что позитивный опыт в этом вопросе у Петербурга уже есть, пускай, возможно он и кажется нам незамеченным. Появление панорамных ресторанов в 2010-х годах, а также распространение квадрокоптеров уже значительно снизило спрос на «руфинг».
Проанализировать фактическое снижение числа «руферов» за последние 9 лет достаточно сложно, как физическим подсчётом, так и с помощью анализа социальных сетей, хотя в последних есть явный аргумент в поддержку падения популярности «полазок».
Два сообщества: https://vk.com/publi**83 и https://vk.com/hig**rice (полные ссылки скрыты). Первое – одно из некогда популярных крышных сообществ начала нулевых. Аудитория более шестидесяти тысяч подписчиков, и это при том, что группа уже несколько лет, как «переобулась» в «Крыши.Мероприятия.Информация», и большая часть записей на её стене давно не посвящена крышам. Важно понимать при этом, что первое сообщество даже в правилах группы указывает, что «не раскрывает адреса крыш». Во втором сообществе всё наоборот. Группа, вопреки старым правилам «руферов» вывешивает адреса с чёткими инструкциями по подъёму, а также открыто организует походы по крышам. И даже при всём при этом, её аудитория не достигает 30 тысяч человек.
Всё это подтверждает тот факт, что борьба с «руфингом» лежит далеко не в плоскости запретов, а именно в увеличении числа смотровых площадок до количества, которое удовлетворит спрос на их посещение, как горожанами, так и гостями города в той мере, что необходимость нарушать закон, чтобы полюбоваться городом станет всеми забытой романтикой прошлого.