Найти тему
Валентин Фомичев

Лоренцо Медичи «Великолепный»

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Самым блистательным из всех Медичи считается Лоренцо Медичи, прозванный «il Magnifico» (Великолепный) за его заслуги как покровителя искусств и поэта, так и государственного деятеля. Многогранность его личности лучше всего отражена в книге «История Флоренции», написанной Макиавелли в 1525 году: «Лоренцо был в высшей степени возлюблен удачей и Богом: все его замыслы были успешны, а замыслы его врагов проваливались. Его образом жизни, его благоразумием и удачей восхищались государи всей Италии и отдаленных стран. Его добрая слава росла день ото дня благодаря его разуму: в спорах он бывал красноречив и внятен, в решениях мудр, в исполнении скор и отважен. Великие качества эти не омрачались никаким пороком, хотя он был на редкость склонен к делам любовным, ему нравилось бывать у остроумных и насмешливых людей и развлекаться пустяками более, чем то подобает столь важной персоне: например, часто видели, как он играет с маленькими мальчиками и девочками. Видевшим его в делах серьезных и в развлечениях казалось, будто в его лице невозможным образом соединились два разных человека». Именно такой портрет Лоренцо Медичи Великолепного работы Вазари можно увидеть в галерее Уффици.

Худое лицо Лоренцо Великолепного – это лицо человека уставшего, изможденного, с согбенными плечами и поникшей головой. Но это именно усталость, а не пресыщенность разврата. В прошлом – и обретения, и потери, тем более горькие, что не уходят из памяти. Кисти рук с длинными пальцами – свидетельство натуры художественной, утонченной. В общем колорите картины выделяется красное пятно – кошелек, знак принадлежности к банкирскому дому Медичи. Лицо обращено к предметам искусства, на вазе читается надпись «Сосуд всех добродетелей». Это не прижизненный портрет Лоренцо, художник Вазари представил образ, воспоминание. Мечту, обращенную в прошлое. Или плач – о Лоренцо Великолепном и о «золотом веке», какой при этом государе пережила Флоренция.

Стремительный взлет Медичи к вершинам власти стал возможен благодаря деньгам, точнее говоря, целенаправленному их применению, политическому манипулированию и изощренной пропаганде, прославлявшей это семейство. Медичи преуспели в искусстве властвования, гибко приспосабливая политический строй республиканской Флоренции к собственным нуждам, и не последнюю роль в этом сыграло то, что, начиная с Козимо Старшего, Медичи использовали меценатство как средство привлечения народа на свою сторону.

Внук Козимо Старшего, Лоренцо, родился во Флоренции 1 января 1449 года. В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Аргиропул, Ландино и Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. Неудивительно, что Лоренцо стал главой республики в возрасте двадцати лет после смерти своего отца в 1469 году.

Однако Лоренцо было бы сложно сохранить позиции, которые занимали его дед и отец, если бы богатые горожане, поддерживавшие режим Медичи во времена Козимо и Пьеро, не поверили, что их интересы будут наилучшим образом защищены лишь при том условии, что Медичи останется в роли признанного лидера государства. Все ожидали, что Лоренцо станет всего лишь фасадом, под прикрытием которого определять и контролировать ход политической жизни Флоренции будут патриции из числа сторонников Медичи. Хотя Лоренцо с самого начала принимал активное участие в принятии решений правящей верхушки, должно было пройти несколько лет, прежде чем его номинальное лидерство стало реальностью, и произошло это только после событий, связанных с заговором Пацци в 1478 году. Несмотря на то, что Лоренцо одержал верх, он оказался втянутым в серьезные внешние осложнения.

Последовала война между Флоренцией и папой Сикстом IV, в ходе которой на помощь папе пришел король Неаполя Фердинанд I. Папа и Фердинанд убеждали флорентийцев, что воюют не с ними, а только с Лоренцо. Граждане Флоренции сохранили верность Медичи, но в военном отношении папа и Неаполь далеко их превосходили. За два года войны враги далеко продвинулись на флорентийскую территорию, город оказался истощенным экономически.

Именно тогда, в 1480 году, Лоренцо предпринял знаменитую поездку в Неаполь для заключения мира с Фердинандом, что современные хронисты, а впоследствии и историки описывали как полную неожиданность для короля. На самом деле поездка была тщательно подготовлена в ходе дипломатических переговоров, хотя известная доля риска все же оставалась; важную роль в достижении мира с Фердинандом сыграли обаяние и ум Лоренцо. Оставшись без неаполитанского союзника, папа Сикст IV 3 декабря 1480 года был вынужден заключить мир, по которому Флоренция обязалась снарядить 15 галер для войны с турками. В честь этого события Гоццоли на картине «Поклонение волхвов» изобразил Лоренцо Великолепного прекрасным принцем.

Лоренцо использовал популярность, которую приобрел после заговора Пацци, а также удачный исход последовавшей войны с папой, для упрочения позиций своей партии во Флоренции. Возросшая популярность позволила ему ослабить республиканскую систему правления и ввести желательные для Лоренцо перемены в государственное устройство. Был учрежден Совет Семидесяти, составленный из ближайших сторонников Медичи. Совет формировал правительство и образовывал два исполнительных комитета — по внешней политике и по финансам и, естественно, он исполнял все пожелания Лоренцо. В конце концов, государственная казна сделалась едва ли ни личной собственностью Лоренцо, а Флорентийская республика осталась таковой только по названию — фактически Лоренцо Великолепный обладал властью суверенного монарха.

Современники часто задавались вопросом: кто более велик — Лоренцо или его дед Козимо? Козимо был осмотрительнее и, вероятно, мудрее, но Лоренцо отличал более яркий ум и личная привлекательность. Традиции, заложенные дедом, сформировали положение, которое занимал Лоренцо, и определили направления его политики. Как и в случае Козимо, главным залогом незаменимости Лоренцо в жизни Флоренции была его непревзойденная искушенность во внешней политике. Супруга Лоренцо происходила из рода Орсини, своего старшего сына Пьеро он женил на представительнице того же княжеского семейства, а одну из дочерей выдал замуж за Франческо Чибо, племянника папы Иннокентия VIII. Эти связи возвысили Медичи над флорентийским патрициатом, сделав из них одну из властвующих в Италии фамилий.

Выдвижение Медичи на уровень европейских князей совершилось в 1489 году после посвящения в кардиналы второго сына Лоренцо 14-ти летнего Джованни, впоследствии избранного папой под именем Льва X.

Для укрепления своей власти Лоренцо в куда меньшей степени, чем его дед Козимо, мог опираться на казавшиеся неистощимыми финансовые ресурсы. У Лоренцо было очень мало способностей к предпринимательству. При нем банк Медичи потерпел огромные убытки, так что значение его намного уменьшилось. Это произошло как из-за ошибок управляющих, так и из-за подъема деловой активности во Франции, Англии и Германии, покончившей с монополией итальянских банкиров и торговцев. Но Лоренцо мог использовать государственные средства для поддержания собственного дела через подконтрольный ему Совет Семидесяти.

Лоренцо использовал общественные деньги для того, чтобы заручиться поддержкой среднего класса и способствовать возрождению интереса к философии, литературе, скульптуре и живописи. Находящаяся под его патронажем Академия Кареджи, членами которой были Фичино, Мирандола и Полициано, стала тем центром, из которого по всей Европе распространилось понятие неоплатонизма. При флорентийском дворе создавали в то время свои шедевры Боттичелли и Микеланджело. Лоренцо собирал геммы и рукописи; он сохранил для потомства некоторые наиболее ценные тексты греческих трагиков, Гомера, Фукидида и Полибия. Лоренцо собрал большую коллекцию книг, ставшей впоследствии Библиотекой Лауренциана, или Медичи.

Сегодня это — государственная библиотека Италии, находящаяся во Флоренции. Фонды Библиотеки Медичи составляют около 150 000 книг, среди которых находятся инкунабулы XV века и издания XVI века, а также около 11 000 рукописей и 2 500 папирусов.

Лоренцо сам был писателем и поэтом. Хотя в его произведениях видны следы влияния Данте и Петрарки, его поэтическим описаниям пейзажей Флоренции и ее классических мифов, его прославлению любви и удовольствий присуща индивидуальная окраска. Именно поэтому Лоренцо Великолепный навсегда сохранит место малого классика итальянской литературы.

И мое солнце над горами встало. Своим движеньем тени отгоняя. Я пью тепло, склоняюсь перед светом То жар, и свет, и красота Любви.

Лоренцо Медичи вел активный образ жизни: в его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, охоты, театральные и цирковые представления. Но Лоренцо Великолепный страдал подагрой, эта болезнь в конце концов усилилась до того, что он перестал лично заниматься государственными делами, жил в своих загородных дворцах или ездил лечиться на минеральные воды.

В начале 1492 года болезнь Лоренцо приняла опасный характер, появилась изнурительная лихорадка, силы больного таяли на глазах. В ночь с 8 на 9 апреля 1492 года он умер в своём загородном дворце в Кареджи. Флорентийцы очень сожалели о смерти Лоренцо, которому было всего 43 года. «С его уходом закончился мир во Флоренции», — сказал римский папа Иннокентий VIII, узнав о смерти правителя. На могиле Лоренцо Медичи Великолепного в Капелле Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо установлено надгробие, входящее в число наиболее грандиозных свершений Микеланджело Буонаротти и Позднего Возрождения в целом.