Над Амуром ходят тучи, под Амуром поезда. И это не слова из песни, а самая настоящая амурская реальность. Причем реальность суровая. Единственный в стране подводный тоннель был построен как ответ на военную угрозу со стороны милитаристской Японии. Вначале потенциальную, а потом и вполне реальную.
Мост через Амур (тоже единственный) в любой момент мог стать мишенью для авиации противника. Кстати, этот мост, построенный еще до революции 1917 года как часть Транссибирской магистрали, в свое время “перешел дорогу” представленному параллельно “тоннельному” проекту.
К созданию тоннеля приступили в 1935. Причем ударными темпами. Использовались все возможные на тот момент технические средства. В частности, 5 проходческих щитов. Они прорывали подводную часть тоннеля. Было задействовано более 5000 человек. В том числе и строители московского метро. Не обошлось и без заключенных.
Прямые боестолкновения с японцами в районе реки Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году только подтвердили правильность принятого решения о строительстве.
Что же из себя представлял строящийся тоннель?
Один путь длинной в 7,2 км и диаметром 7,4 метра. Три участка с разной глубиной залегания. Самый глубокий горный — 50 метров. Под Амуром — около 14.
Работы велись круглосуточно. Угроза скорой войны требовала от строителей напряжения всех сил. А после нападения Германии на СССР особенно. Так железнодорожные пути в тоннеле были уложены за рекордные три недели.
Уже в июле 41 по тоннелю проехал первый поезд. А осенью следующего года подземная дорога заработала на полную мощность.
Особенно интенсивно она работала в конце войны, когда наша армия готовилась к наступлению на японском направлении.
После того как самураи сложили оружие, тоннель был практически законсервирован. И даже засекречен. Но в 1964 году с ростом объема грузоперевозок его снова открыли. Вначале для грузовых, а затем и для пассажирских поездов.
Так что у путешествующих на Дальний Восток есть шанс прокатиться по уникальному тоннелю.