Найти в Дзене
Иван Гурин

Музыка протеста. Где она сейчас?

Оглавление

"Музыка - универсальный язык человечества", - сказал однажды американский поэт Генри Лонгфелло, живший в 19-ом веке. Прошли годы и десятилетия с того момента, как появилась на свет эта мысль, и вот она уже стала цитатой. Ведь именно музыка объединяет людей и говорит голосами поколений. Ведь по мере того, как человечество развивалось, искусство отражало его внутренние переживания. И именно музыка преобразовывала внутренние порывы отдельных людей в гимны целых поколений.

В 60-ых годах это были хиппи, в 70-ых и 80-ых панки, в 90-ых рокеры. Эти субкультуры формировались под влиянием различных политических и культурных процессов, происходивших в мире, но музыка занимала в их формировании отнюдь не последнее место. Она была гимном тех людей, которые отворачивались от всего мира и образовывали отдельные социальные группы со своими системами ценностей.

В этой работе я попытаюсь раскрыть тему протеста в музыке, когда он впервые появился, и к чему это привело в итоге.

Краткая история музыки

-2

По предположениям учёных, сами люди появились около 160 тысяч лет назад, и только спустя 90 тысяч лет заселили все пригодные для жизни континенты. Историки пришли к выводу, что музыка должна была появиться ещё до расселения людей по планете, так как все народы мира обладают какими-либо её формами. Самой древней и примитивной обозначают устную музыкальную традицию, поскольку инструментов тогда ещё не было и в помине.

Самым первым музыкальным инструментом, опять же предположительно, считается духовой инструмент - флейта, самый древний экземпляр был найден археологами в Европе, его возраст насчитывает около 35-40 тысяч лет. Она была изготовлена из дерева и напоминала простой свисток, без отверстий и звучала примитивно. Однако с развитием музыки люди научились делать в ней отверстия для пальцев и расширять диапазон извлекаемых звуков.

Дальше уже пошло-поехало, люди использовали музыку для абсолютно разнообразных целей. В Древнем Египте в её сопровождении хоронили фараонов и устраивали обряды, а потом высекали на стенах профильные рельефы с изображениями храмов и музыкантов. В Древней Греции музыка сопровождала каждый вечер высокопочтенных господ, без неё не обходился ни один праздник и ни одна оргия. Словом, она стала неотъемлемой частью жизни каждого человека, её стали изучать в школах как полноценную науку, а философы начали превозносить её к высшим человеческим шедеврам.

Когда настало Средневековье, музыку начали использовать для разного ода молитв и восхваления Господа Бога. В католических церквях появились хоры. Тем более, что именно тогда музыка стала отходить от примитивного звучания и появилась полифония, которая подразумевала под собой второй голос, создававший музыкальные интервалы. Как мы можем заметить, во все времена музыка была для народов чем-то похожим на инструмент, что отличает её от остальных видов искусства, за исключением, разве что, литературы.

Первые протесты в музыке 1960-ых годов, мир во всём мире

-3

Ближе к концу второго тысячелетия в музыке начали появляться мотивы протеста. Это началось в 1960-ых в США, когда зародилась субкультура хиппи. Когда только начиналась Война во Вьетнаме, в которой участвовала Америка, начались протесты. Молодёжь выходила на улицы с плакатами: "Make love, not war", и так и начались времена хиппи.

Это была субкультура пацифистов. Они собирались в духовные общины, занимались любовью в парках, пили, курили, и играли друг другу на гармошках. Они презирали войну, в которую ввязалась их страна, и их становилось всё больше и больше. Дело дошло до таких масштабов, что это движение стали откровенно ненавидеть. На входах в различные магазины и бары писали, что хиппи могут зайти только чёрный ход. В проведении хоть каких-то мероприятий отказывали почти все организаторы, их считали источниками заразы и порока. А у них же в свою очередь была привычка недолюбливать ветеранов, только вернувшихся с ненавистной войны.

Параллельно с этими событиями революция происходила в музыке. Из рок-н-ролла начали формироваться новые жанры. Одним из таковых стал фолк-рок. Именно это стало огромным откровением для пацифистов. Простенькие гитарные аккорды, темы свободы и красоты и ещё несколько инструментов, которые добавляли приятных ноток в общую композицию - вот что такое фолк-рок. Одним из самых известных исполнителей в этом жанре был и есть до сих пор Боб Дилан. Он стал идолом для этой культуры свободы и любви. В 1969 он стал одним из участников и организаторов крупнейшего фестиваля хиппи в истории в Вудстоке, который стал для той молодёжи просто раем на земле. Занимательный факт, что на том фестивале погибло три человека: один от передозировки героином, второй упал с высоких конструкций, а третьего задавил трактор. Это было время революции цветов.

Так вот, идолами этой субкультуры были именно музыканты. Джимми Хендрикс, Джон Леннон, Боб Дилан, Дженис Джоплин, Джо Кокер и многие другие. Во время антивоенного протеста они были голосом того поколения. Они оказали неимоверное влияние на субкультуру хиппи и на складывавшееся в то время мироощущение.

Боб Дилан на данный момент признаётся одной из самых влиятельных фигур в музыке на протяжении последних шестидесяти лет. Его песни звучали из каждого радиоприёмника, а его плакаты носили с собой в сумках. Тогда он был голосом протеста против Войны во Вьетнаме, против ущемления прав людей всех возрастов и классов. Многие его песни, например, "Blowing in the wind" - стали гимнами. В этой песне автор поднял тему движения за гражданские права жителей Америки, и, по словам папы Иоанна Павла Второго, эта песня стала гимном для молодых людей, искавших смысл жизни в 1960-ых годах. Сейчас же Дилана по праву считают одним из величайших музыкантов, поскольку он оказал огромное влияние на музыку 20-го века. Журнал Rolling Stone присвоил ему первое место в списке "100 величайших авторов песен всех времён". Также в 2016 году получил Нобелевскую премию по литературе.

Также в то время по всем известным и неизвестным радиостанциям крутили песню Джона Леннона "Imagine". После того, как он ушёл из группы Beatles и женился на Йоко Оно, Джон серьёзно занялся политикой. Он стал одним из активистов движения пацифистов и начал писать более политизированные и остро-социально песни. Такими стали вышеупомянутая "Imagine", "Revolution", и другие.

Также в 1969 году он со своей женой Йоко провёл сейчас уже известную во всём мире "Постельную акцию". Они поехали в Амстердам и сняли номер в отеле, в котором жили около суток. И всё это время к ним в комнату мог войти кто угодно и делать что угодно. Это событие тут же попало на первые полосы, журналисты из разных стран стекались туда, чтобы запечатлеть такую странную и интересную акцию. Все думали, что Джон и Йоко будут просто будут публично заниматься сексом, на самом же деле они просто сидели на кровати в белых пижамах и болтали со всеми, кто к ним приходил. Репортёры и фотографы действительно ночевали с ними, а их фотографии не сходили с первых полос. В дальнейшем Джон с Йоко проводили подобные акции ещё несколько раз.

Сейчас же Джон Леннон и Йоко Оно считаются одними из самых известных активистов пацифистского движения и признаются по всему миру людьми, которые пытались и в какой-то мере смогли изменить мир и сознание людей, живших в нём в те времена.

Зарождение субкультуры панков в 1970-ых, анархия

-4

В конце 1960-ых, начале 1970-ых начала зарождаться анархия в умах подрастающего поколения. Недавние пацифисты и хиппи, поняв, что их мирные призывы к миру во всём мире ничего не приносят, начали яро критиковать общество и политических деятелей. Музыканты и творцы среди таковых тоже имелись, поэтому уже вскоре после появления на свет субкультура панков обзавелась своим неповторимым стилем и звучанием (в музыке).Можно было легко отличить панка от обычного человека, встретив его на улице. Отличительные черты: яркие волосы, протёртые джинсы и куртка-косуха. Из кармана торчит банка пива и он орёт матерные песни. И скорее всего идёт на концерт группы The Ramones.

Кстати, именно эта группа оказала колоссальное влияние на формирование панковской субкультуры. Они сильно изменили звучание рок-н-ролла, в их музыке было много грязи и шумов, подчёркивавших ту небрежность, с которой представители этой группы относились к политике и социальным проблемам. Также их отличительной чертой было значительное упрощение музыки в угоду драйву и угару. В последствие именно это пренебрежение и грязь в музыке сформировали панк-рок. Этот жанр характерен грубым вокалом, остросоциальными темами и резким грязным звуком гитары в композиции. Субкультура панков же отражалась в открытом нигилизме, который они открыто проповедовали и в желании анархии, вседозволенности.

Протест в музыке 1990-ых, агрессивный бунт

-5

После всех этих потрясений, социальный протест в музыке немного остыл, тем более что некоторые музыканты начали использовать его в чисто коммерческих целях, чтобы заработать на нём денег. Да и людям кое-как удалось добиться того, чего они хотели, война закончилась, а ситуация в мире немного улучшилась. В это время известные музыканты обзавелись звукозаписывающими компаниями и деньгами, поэтому в них люди тоже перестали видеть тех идолов, какими считали недавно.

Но по мере развития музыки, начали появляться и новые группы и исполнители, которые поднимали уже совсем другие проблемы в своём творчестве. Так начали развиваться более агрессивные отрасли в музыке. В конце 1980-ых росло количество людей, недовольных политической ситуацией в мире и в своих странах. Часто в музыке освещались темы бедности и низших слоёв общества. Так на свет появились такие жанры как хардкор и рэп.

Первый вырос из панк-рока и стал ещё жёстче и "злее" своего прародителя. А группы, игравшие в данном направлении, начали откровенно унижать власть имущих и высказывать аморальные мысли против политики и общества. Такие артисты быстро стали идолами в глазах таких же радикально настроенных слоёв общества и их пытались копировать. Основоположниками и "крёстными отцами" жанра принято считать такие группы как "Black flag", "Bad brains" и "Minor threat".

В то же время в неблагополучных районах, именуемых "гетто", зародился рэп. Он вытеснил блюз с пьедестала музыки низших слоёв общества и стал криком души, протестом против сложившейся системы. В изначальном его виде рэп привезли в США ямайские диджеи. Они начали читать рифмованные строчки под простенькую музыку, и публике это очень понравилось. Основа данной музыки - биты, они же представляют собой ритм песен. В 1980-ых годах вследствие массовых гонений чернокожих жителей низших слоёв общества и бунтов рэп из музыки "подполья" стал произрастать в нечто большее. Вскоре эта музыка стала открытым социальным протестом.

Закономерным стало то, что начали появляться музыкальные коллективы, играющие музыку в жанре рэпа и хип-хопа, и они начали поднимать темы притеснения темнокожих, расовых и прочих дискриминаций. Как и в предыдущих пунктах, можно отметит, что мировая проблема собрала людей вместе, эти люди начали объединяться в группы по системам ценностей, начали формироваться музыкальные движения, и с их помощью субкультуры развивались. Первой и наиболее влиятельной рэп-группой стали Public Enemy, которая в глазах фанатов по сей день является культовой и чуть ли не эталонной рэп-группой.

В России же в это время только начинает зарождаться протест в музыке. На свет начал появляться небезызвестный Русский Рок. Когда появились первые магнитофоны и советские люди узнали, что на западе тоже есть музыка, начался процесс и у нас. При том, что западная музыка была запрещена из-за железного занавеса, людей это никак не смущало и они записывали и перезаписывали друг у друга кассеты с парой тройкой шершавых и жужжащих песен. Когда люди поняли, что про то, что их не устраивает можно петь, они начали пытаться это делать. А так как это было не "разрешено", им пришлось для начала уйти в "подполье", из которого на Западе уже вылез рэп. Так начал зарождаться в умах бунтарский дух.

Так как правительству не нравилась музыка неокрепших умом музыкантов, было принято решение их не считать за музыкантов и по возможности истребить подобную напасть. Русским бунтарям отменяли концерты, а если им и удавалось их провести, то сажали организаторов и им подобных. Но в конце концов неугомонному правительству так и не удалось задушить жанр, а многие группы, игравшие в нём, стали культовыми в пределах своей страны.

Русский рок - очень размытое понятие, потому что не имеет каких-либо общих критериев оценивания, основная его черта - бунтарство и тексты. Наиболее известной группой того времени принято считать групп "Кино", чей бессменный лидер Виктор Цой до сих пор является культовой кумиром русских граждан. Также нельзя обойти стороной такие группы как "Гражданская Оборона", "Наутилус Помпилиус", "Красная Плесень" и другие.

Протест в современной музыке, наши дни

-6

В наши дни с протестом в музыке худо и пусто. Проще говоря, его почти нет. Почему? Потому что музыка стала гораздо более коммерческой. Появилась музыкальная индустрия. Сегодня, чтобы о тебе, как об артисте, знали, тебе нужно вложить очень большие деньги в своё имя и своё творчество. А за бунт и протест никто мало кто решится платить хорошие деньги. Плюс - сейчас нет идолов, "голосов поколения", которыми так славилась музыка протеста в изначальном своём виде. Если подумать, за рубежом протестные песни пишут очень немногие группы, и то - только те, которые добились какой-никакой популярности и могут себе позволить. В России их ещё меньше. Среди отечественных музыкантов можно взять, например, "Порнофильмы".

-7

Первые в своих песнях поднимают темы безнаказанности системы, в которой они живут, и играют в жанрах панк-рок и пост-панк. В некоторых своих песнях открыто заявляют, что коррупция голодающие дети в стране - это то, против чего они борются. В отместку им отменяют концерты в разных городах и называют экстремистами, в лучших традициях русского рока. Самый большой резонанс подняла отмена их концерта в Мурманске в прошлом году за несколько дней до концерта. Это и поспособствовало их становлению популярными и их многочисленные интервью и шоу, в которых они высказывали свой протест против системы.

Заключение?

-8

Подводя итоги, хочется сказать, что музыка протеста, по моему мнению, нужна была в истории для того же, для чего музыка была нужна в разные временные промежутки истории человечества. Музыка протеста выполняла функции объединения людей против чего-то большого и злого так же, как церковная музыка объединяла людей в молитвах к Богу. Музыка на определённом этапе технического прогресса выполняет какие-либо функции и меняется вместе с человечеством, когда оно эволюционирует.

Когда человек переживает кризисные времена, ему нужен инструмент, образно говоря, который бы помог ему пережить эти самые времена. Поэтому когда музыка протеста была необходима, она появилась, но также немаловажно то, что пятьдесят лет назад самой музыкальной индустрии по сути не было, и артистам не так сложно было пробиться на большую сцену и протестовать оттуда. Сейчас же в мире существует так много музыки и так сложно пробиться на большую сцену, что ни у кого нет средств на то, чтобы делать эту музыку протеста. Она, конечно же, есть, но до масштабов фолка 1960-ых и панка 1970-ых ей ещё очень и очень далеко. И, как мне кажется, в будущем ситуация будет только усугубляться, но, как говорится, поживём - увидим.